Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Винтовочная граната Мгеброва

граната Мгеброва
граната Мгеброва

С переходом к позиционной борьбе во время Первой Мировой войны у русской армии возникла потребность в оружии позволявшем поражать укрытого в окопах противника.

На вооружение поступают несколько образцов шомпольных гранат и среди них граната системы штабс-капитана Мгеброва. Свою гранату штабс-капитан, офицер Учебной автомобильной роты Военной автомобильной школы, предложил в сентябре 1914 года. Испытания опытного образца, проходившие на Охтенском заводе взрывчатых веществ и стрельбище Петроградского гарнизона, продолжались до ноября того же года и закончились успехом.

граната Мгеброва

граната Мгеброва

Изучив результаты испытаний гранаты конструкции Мгеброва, Технический комитет ГВТУ передал ее в ГАУ, где разработка получила одобрение II отдела Артиллерийского комитета. Необходимо отметить, что над опытным образцом гранаты Мгебров трудился не один. Помощь ему оказывал вольноопределяющийся Береславский.

Из-за загруженности казенных заводов заказ на производство 15 000 гранат передали частному заводу «Я.М.Айваз», контракт с которым - по настоянию Мгберова, был заключен 10 марта 1915 года с окончательным сроком поставки 1 марта 1916 года. Однако испытания первой партии гранат удалось провести только 3 мая 1916 года. Задержка была вызвана неподготовленностью производства и острым дефицитом материалов. В качестве примера можно привести производство шомполов - трубки для них пришлось закупать в Швеции.

28 июня первая партия из 2 тысяч комплектов гранат отправилась 45-му артиллерийскому парку в Псков. К декабрю 1916 года на снаряжение Охтенскому заводу взрывчатых веществ сдали 11 000 гранат, и только к июлю следующего – 1917 года, все заказанные гранаты поступили на Северный фронт и армейские склады. Прицелы-квадранты для стрельбы шомпольными гранатами конструкции Мгеброва были разработаны при участии полковнике Левандовского, а их производство наладили на Петроградском императора Петра Великого арсенале.

Предложение о производстве 1 миллиона гранат поступило 25 августа 1915 года от американского посредника Ф. Клерга. Из-за того, что оно ни чем не было подкреплено, заказ не выдали, не смотря на активное вмешательство Береславского (Мгебров сделал его своим представителем 12 февраля 1915 года).

граната Мгеброва снаряженная в ствол винтовки

граната Мгеброва
снаряженная в ствол винтовки

Ограниченное применение гранат не позволило сделать определенных выводов об их эффективности, однако отмечалось, что «моральный эффект взрыва значителен». Кроме морального эффекта было и вполне осязаемое воздействие на противника. При разрыве гранаты в грунте образовывалась воронка диаметром 61 см и глубиной 8,3 см. (есть и другие цифры – 60 и 30 см соответственно). Количество образовавшихся при этом осколков достигало почти двух сотен.

Мгебров, как специалист по бронеавтомобилям, считал возможным использовать свои гранаты не только для борьбы с пехотой. Еще в конце 1914 года он предложил применять их против германских тяжелых бронеавтомобилей. Испытания произведены не были, хотя гранату признали "особенно удовлетворительной" для этих целей. После трагической гибели штабс-капитана на фронте о его предложении использовать ружейную гранату как средства ПТО забыли.

Штабс-капитана В.А.Мгебров погиб во время поездки на фронт для проведения испытаний своей гранаты. В части, куда его направили, Мгебров принял на себя командование ротой, в которой был убит командир. Во время атаки он получил тяжелое ранение и умер на операционном столе, успев продиктовать рапорт об испытаниях гранат.

устройство гранаты Мгеброва

устройство гранаты Мгеброва

Ружейная грана Мгеброва состояла из обтекаемого корпуса и шомпола, который служил в полете стабилизатором. Головная часть диаметром 40 мм и длиной 146 мм, снаряжалась 72,5 г. (по другим данным 73,1 г.) тетрила или тетрила в смеси с тротилом (4:1). Заряд ВВ был помещен в латунный стакан.

Граната шомполом вставляется в ствол винтовки. Шомпол изготавливали из сплава алюминия с цинком и примесью железа. Внутри шомпола, для увеличения дальности полета гранаты, располагался простейший реактивный двигатель из 4,3 г. пороховой мякоти. Длина шомпола составляла 312-315 мм.

Общая масса гранаты 480 г.

Выстрел производился холостым патроном с зарядом на 2,9 г. пороха "В" с пыжом из корковой пробки. Пыж предварительно из него вынимался. Запрещалось вкладывать патрон в винтовку раньше гранаты.

После выгорания мякоти в шомполе воспламенялся специальный состав и легкоплавкие "лапки" освобождали гильзочку с капсюлем-детонатором. После этого она удерживалась только двумя качающимися рычагами. При ударе о преграду разрывной заряд смещался, воздействуя на рычаги, которые освобождали гильзочку. Более, ничем не удерживаемая, гильзочка по инерции смещалась вперед, преодолевая сопротивление пружины и накалывала капсюль-детонатор о жало.

Дальность стрельбы при угле возвышения в 45° составляла около 400 шагов (320 метров). Предполагалось, что гранатой можно стрелять даже с плеча.

Благодаря наличию двух предохранителей граната была безопасна для стрелка.

Предохранение гранаты выполнено просто и с учетом военного производства – шашка из термита не удерживает наперсток, а всего лишь обеспечивает пережигание предохранительных лапок из припоя. Это означает, что необходимости прессовать фигурную шашку с прочностью, достаточной для удержания наперстка нет и можно обойтись дешевыми прессами и обычными пиротехническими составами. Однако, герметичная укупорка решала проблему далеко не полностью. Да и надежность инерционного взрывателя с длинным ходом ударника была недостаточной. При падении на бок граната могла не сработать. Подобная идея предохранения был ранее реализована немцами в шомпольной гранате обр. 1913, но Мгебров пошел гораздо дальше, упростив конструкцию и обезопасив стрелка.

Относительным минусом является все же не самая простая конструкция и наличие большого мертвого объема внутри корпуса, что отчасти является платой за безопасность в виде холостой каморы.

Добавил: Mercenary | Просмотров: 2543 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.