Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Бекас-12М Авто. Самозарядка из Вятских Полян

Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 

Так уж сложилось, что ниша самоарядного гладкоствольного охотничьего оружия у нас заполнена в основном тремя системами: тульским МЦ21-12, ижевским МР-153 и «Бекасом-авто», выпускаемым вятско-полянским заводом «Молот». Сконструировать и выпустить в серию полуавтомат для завода, всю свою историю занимавшимся производством боевого оружия - довольно непростая задача. С момента начала выпуска «Бекаса-авто» прошло уже довольно много времени и наши охотники накопили большой опыт эксплуатации этого вятско-полянского первенца. Об особенностях конструкции и использования «Бекаса» на охоте мы сегодня и поговорим.

Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 

Немного истории

Прежде чем приступить к разработке «гладкого» полуавтомата, «Вятско-полянский машиностроительный завод «Молот» с 1997 года производил помповое ружьё «Бекас».

В 2001 году, под руководством Мокрушина Петра Михайловича и Кабатчикова Александра Ивановича, началось производство «Бекаса-авто». Этот полуавтомат был разработан всего за 6 месяцев и должен был занять нишу надёжного и качественного оружия отечественного производства, предлагаемого за умеренные деньги.

Отличительной особенностью «Бекаса-авто» было исполнение ружья в 16 калибре, что, по истечении времени, оказалось не столь рациональным шагом, как предполагалось изначально. Ружья 16 и 12 калибра унифицированы на 90%, но сами конструкторы признают, что лучше было бы сразу разрабатывать и производить «Бекас-авто» только 12 калибра. Это позволило бы как упростить производство, так и создать более совершенное ружьё. Впрочем, учитывая все факторы, самозарядный первенец «Молота» вполне удался.

Бекас-12М Авто
 

Уже через полгода после начала выпуска «Бекаса-авто» стали очевидны его конструктивные недостатки: охотники жаловались на бывающие проблемы с автоматикой и с УСМ. Очень быстро эти просчёты были устранены, что говорит о высокой ответственности завода перед потребителями. Модернизированная версия ружья в наименовании получила индекс «М».

За почти 10 лет производства «Бекаса-12М авто» было собрано около 50 тыс. ружей. Наверное, это не так много. Но изделия вятско-полянских оружейников в магазине можно покупать без обычной процедуры отбора: ОТК на заводе работает очень жёстко – оружие «Молота» не только всегда аккуратно собрано, но и отбраковывается при сверхнормативных отклонениях при отстреле.

Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 

ТТХ «Бекаса-М авто».
Информация от производителя.

Отличительной особенностью модернизированных ружей модели "Бекас-М авто" является наличие "умной" системы отсечки и сброса пороховых газов.

Бекас-М авто" - самозарядное охотничье ружье. Автоматическая перезарядка осуществляется за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру, и энергии возвратной пружины. В газовой камере размещен газовый узел, стабилизирующий давление газов на поршень подвижных частей, что делает отдачу ружья более мягкой при стрельбе различными дробовыми и пулевыми патронами. Выпускаются под патроны 12х76, 12х70 и 16х70.

Ствол ружья съемный. Запирание канала ствола осуществляется поворотом запирающего клина при продольном перемещении затворной рамы, вхождением клина в паз хвостовика ствола.

Ударно-спусковой механизм куркового типа смонтирован на отделяемом основании и позволяет производить быструю разборку и обслуживание ружья.

"Бекас-М авто" обеспечивает производство одиночного выстрела и постановку на предохранитель кнопочного типа. Магазин трубчатый подствольный. Цевье размещается на корпусе магазина.

Прицельные приспособления - вентилируемая планка для стволов длиной 680, 720 и 750 мм; или раздельные мушка и целик для стволов длиной 535 мм. На верхней части ствольной коробки имеется база для крепления оптического прицела.

В конструкции ружья предусмотрена установка в ствольной коробке затворной задержки и отсекателя патронов, который позволяет приостанавливать выход и досылание патронов из магазина. Для уменьшения общей массы ружья ствольная коробка изготовлена из легкого сплава. Цевье и приклад изготавливают из ореха. Для удобства стрельбы приклад выполнен с резиновым затыльником-амортизатором. Вместо приклада возможна установка пистолетной рукоятки.

Для повышения долговечности ружья и коррозионной стойкости канал и патронник ствола, а так же газовая камера хромированы. Поршни газового узла изготовлены из нержавеющей стали.

Конструкция газового узла обеспечивает автоматическую регулировку давления в газовой камере, учитывающую различия внутрибаллистических характеристик патронов различного снаряжения.

Для расширения эксплуатационных возможностей ружья стволы длиной 680, 720 и 750 мм выпущены в дульной части с базой для установки дульных насадков типа "цилиндр", "чок", "получок", удлинителей ствола, а так же насадки "парадокс". Для исключения возможного инерционного накола капсюля ударник затвора подпружинен. Конструкция ружья исключает возможность выстрела при незапертом затворе.

Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 

Держим в руках

«Бекас-12М авто» является самозарядкой классической компоновки. От «одноклассников» его отличает конструкция «умного» газоотвода, ёмкость магазина на 3 патрона и особенности наполнения магазина.

Ружьё имеет брутальный, даже несколько агрессивный дизайн, обусловленный «рубленными» формами, массивным цевьём и прямоугольной формой нижней частью ствольной коробки. Детали оружия качественно обработаны, само ружьё хорошо собрано. На затыльнике приклада имеется резиновый амортизатор. «Бекас» имеет неплохой баланс (особенно - с коротким стволом), прикладист и не так уж и тяжёл, как порой жалуются владельцы этого ружья: масса ружья, в зависимости от длины ствола, колеблется от 3,2 до 3,6 кг. Общая длина ружья – от 1067 до 1301 мм.

Если сравнивать вятско-полянский полуавтомат с итальянскими самозарядками, то пословица «неладно скроен, да крепко сшит» напрашивается сама собой. Однако, всё относительно, да и вряд ли будет сопоставима стоимость иномарки с двумя стволами с героем нашей статьи. При этом – «Бекас» не ржавеет, в отличие от тех же «Бенелли» (поверхности ствольной коробки и ствола «Бекаса» окрашены специальной краской), надёжен и имеет отличный бой. Механика ружья обычно работает безукоризненно, но для ухода за ружьём желательно прочитать паспорт – иначе могут возникнуть проблемы при разборке-сборке газоотводного узла. Впрочем, по словам одного из разработчиков ружья - Александра Кабатчикова, нет никакой нужды в полной разборке газового двигателя при чистке: его достаточно просто промыть керосином, высушить и смазать.

Наиболее интересным вариантом исполнения является «Бекас-12М авто» с двумя стволами: полноценным длинным (750 мм) и коротким (535 мм). При этом длинный ствол, будучи основным, имеет внутреннюю резьбу в дульной части, позволяющую применять сменные чоки, в т.ч. – насадки «парадокс». Этот ствол (назовём его «дробовым») имеет классическую планку и мушку.

Второй ствол «Бекаса» короткий, имеет цилиндрическую сверловку и винтовочные прицельные приспособления. Если с длинным стволом «Бекас» мало отличается от прочих самозарядок, то с коротким стволом он становится очень компактным и приобретает великолепную маневренность. Современные пороха полностью реализуются на стволах длиной 50-60 см, так что, несмотря на усиленный звук выстрела и заметно возросшую отдачу, внешняя баллистика снаряда, выпущенного из короткого ствола «»Бекаса», более чем приемлема для пулевых и картечных выстрелов (этими боеприпасами из «цилиндра» ружьё обычно бьёт просто шикарно). Да и дробью, если применять патроны с пыжами-контейнерами, короткие стволы с «цилиндром» прекрасно бьют до 25-30 м.

Бекас-12М Авто
 

Специфика снаряжения магазина «Бекаса» патронами – это его особая отличительная особенность: для этого необходимо нажать кнопку, расположенную на правой стороне ствольной коробки. В идеале для этого требуется третья рука, но, если приноровиться, можно обойтись имеющимися. Набить магазин одной рукой, как обычно, легко и просто уже не получится, хотя тоже возможно.

Из недостатков ружья можно так же отметить относительно слабое цевьё (оно порой лопается, но это характерно для всех без исключения самозарядок такого типа, включая импортные), чрезмерно толстую шейку приклада и сложность крепления самого приклада (или сменной пистолетной рукоятки) к ствольной коробке. Аляповато выглядит крупное клеймо завода, на правой стороне ствольной коробки ружья.

Трёхместный магазин тоже вменяют в недостаток «Бекасу» - из-за особенностей конструкции газоотвода, удлинить магазин ружья невозможно. Но, если учесть 4-й патрон в стволе, вряд ли уменьшение ёмкости магазина на 1 патрон можно назвать критичным, для большинства российских охот.

Характеристики спуска трудно назвать идеальными, но они вполне приемлемы. Конструкция УСМ «Бекаса» сложная, поэтому без надобности и навыка не стоит его разбирать, а там более – «доводить» при помощи напильника.

Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 

Резюме

Анализируя опыт практического применения «Бекаса-авто», можно уверенно констатировать, что это крепко скроенное и угловатое с виду ружьё является хорошим рабочим инструментом охотника. С двумя стволами в комплекте «Бекас-авто» превращается в универсальное ружьё, годное для всех видов охот.

Оружие завода «Молот» всегда отличалось хорошим качеством изготовления, сборки и отделки. Да, «Бекас» грубоват в линиях: над ним явно не работали высокооплачиваемые автомобильные дизайнеры. Да, из-за «умного» газоотвода на ружьё невозможно смонтировать магазин на 8 патронов, а в штатный магазин их вмещается меньше обычного. Да, для заполнения магазина необходима некоторая сноровка. И покрашен Полянский полуавтомат той же краской, что «калаши» красят….

Но при всём при этом, «Бекас-авто» не перестаёт быть надёжной охотничьей самозарядкой, имеющей отличный бой и приемлемую цену.

Что немаловажно, конструкторы «Молота» не остановились на «Бекасе». В начале лета 2011 года в серию уже пошла долгожданная новинка – самозарядное охотничье ружьё «Тукан», с магазином роторного типа и совершенно отличной от «Бекаса-12М-авто» конструкцией затворной группы и газового двигателя. Пока «Тукан» будет выпускаться в 20-м калибре, но уже есть решение выпускать его и в 12-м калибре. Как себя покажет это ружьё – пока никто не знает. Но, надеюсь, у нас ещё будет возможность об этом поговорить подробнее.

Бекас-12М Авто
 
Бекас-12М Авто
 

Юрий Максимов

Добавил: Mercenary | Просмотров: 12679 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.