Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Патрон 10x25 / 10 mm Auto

10 mm Auto
10 mm Auto

Патрон калибра 10x25  имеет обозначения:
10x25 mm / 10 mm Automatic / 10 mm Auto / 10 mm Bren Ten / 10x25.2 mm / 10 mm Bren Auto / 10 mm Auto Bren Ten / SAA 6395 / XCR 10 025 CGC 010.

Bren Ten Standart

Bren Ten Standart

Патрон 10 mm Auto калибра 10x25 мм. был разработан шведской компанией Norma Projektilfabrik A B - известным производителем боеприпасов для спортивного и охотничьего оружия к 1983 году для пистолета Bren Ten, спроектированного американской фирмой Dornaus & Dixon Enterprises с целью замены Colt M1911. Этот пистолет должен был сочетать многозарядность пистолетов калибра 9 мм с останавливающим действием М1911.

Естественно, для нового оружия был необходим новый патрон, имеющий меньшие габариты, чем .45 ACP, для возможности применения двухрядного магазина и уменьшения габаритов оружия, при большей дульной энергии и настильной траектории, сравнимых с патроном .357 Magnum.

Техническим консультантом фирмы Dornaus & Dixon Джефом Купером был предложен вариант оптимального, по его мнению, боевого патрона.

В начале 1970-х годов Купер уже имел некоторый опыт в разработке боеприпасов короткоствольного оружия, работая совместно с Уайтом Коллинсом, который произвел необходимые расчеты и даже предложил несколько вариантов снаряжения патрона калибра .40 собранного на основе обрезанных гильз винтовочного патрона .224 Weatherby и пуль револьверного патрона .38-40, впоследствии с помощью журнала Guns & Ammo и его читателей доведенных до опытных образцов в 1972 году. После удачных испытаний этих патронов, названных .40 G&A Купер решил продолжить их совершенствование, и занялся проектированием своего патрона, называемого им .40 Super. Через несколько лет эти наработки послужили при создании патрона для пистолета Dornaus & Dixon. В заказе на разработку патрона были указаны примерные характеристики боеприпаса и переданы фирме Norma макетные образцы.

10 mm Auto

10 mm Auto

Инженеры Norma по прошествии некоторого времени спроектировали довольно мощный пистолетный патрон, по длине равный патрону .45 АСР, но с несколько меньшим диаметром гильзы.

Цилиндрическая бесфланцевая гильза длиной 25.2 мм была изготовлена из латуни, капсюльное гнездо было расчитано на капсюль типа Boxer, большего, чем у обычных пистолетных патронов, размера, используемого обычно в винтовочных патронах, что позволило более надежно воспламенять метательный заряд массой около 0.6-0.8 грамм из специально разработанной специалистами Norma марки пороха, позволяющей разогнать пулю до требуемой скорости при относительно безопасном давлении в патроннике.

Патрон снаряжался пулями двух типов - оболочечной с полостью в головной части массой 11 грамм и обололочечной в виде усеченого конуса массой 13 грамм. Обе пули имели оболочку из медного сплава и свинцовый сердечник, и при выстреле из ствола длиной 5 дюймов (127 мм) - длины ствола полноразмерных моделей Bren Ten, развивали начальные скорости 420 и 365 м/с соответственно.

Высокая начальная скорость способствовала тому, что траектория полета пуль была весьма пологой, облегчающей прицеливание, а также обеспечивала высокое пробивное и останавливающее действие пуль.

Дульная энергия пуль составляет более 800 Дж и хорошо сохраняется на траектории, на дистанции 90 метров превосходя энергию пуль .45 АСР при вылете.

Более легкая пуля к тому же при попадании в цель дает так называемый "гидрошоковый" эффект, изрядно усиливающий останавливающее действие.

При всех достоинствах 10 мм Auto имел и ряд недостатков - довольно сильная отдача и подброс оружия, затруднявшие ведение быстрого огня, и весьма громкий звук выстрела и значительное дульное пламя - мощный капсюль воспламенял метательный заряд почти во всем объеме гильзы, давление возрастало очень быстро и было значительно больше, чем у традционных патронов .45АСР, 9х19, 38 SP, достигая 300 МПа и больше, что усложняло конструкцию оружия - необходимо было более продолжительное время удерживать затвор запертым.

Первые образцы оружия под патрон 10 mm Auto проектировались на основе оружия калибра .45, вследствие чего затвор получал значительно большую скорость отката, и хотя отдача оружия была не намного сильнее чем у М1911, примерно соответствуя револьверам калибра .357 Magnum со стволом 4 дюйма, оружие "дралось", что не способствовало его популярности у начинающих стрелков.

Но основным фактором стала довольно высокая стоимость патронов и их относительно небольшой выбор, так как производились они всего несколькими компаниями, к тому же после банкротства Dornaus & Dixon Enterprises в 1986 году производство патронов фирмой Norma было прекращено.

Colt Delta Elite

Colt Delta Elite

Вновь эти патроны были "извлечены на свет" в конце 1980-х годов, когда фирма Colt создала на основе М1911 модель Colt Delta Elite под патрон 10 мм Auto. Для серьезной оружейной фирмы выпуск пистолета под столь малораспространенный патрон в 1987 году был некоторым риском, но это оружие с его сочетанием классической конструкции и мощного патрона оказалось более популярным, чем предшественники, и получило признание знатоков, да и доработка существующей модели под другой патрон не потребовала значительных затрат, а конструкция М1911 уже была отработана в течении многих лет.

Но настоящая популярность пришла к этому патрону в 1990 году, когда он был принят на вооружение Федеральным Бюро Расследований США. ФБР начало систематический анализ эффективности пистолетных боеприпасов после перестрелки Майами в 1986 году, в результате которой при попытке задержания двух преступников было убито двое агентов и еще несколько ранено. Эта перестрелка показала малую эффективность используемых патронов .38 SP и 9х19 mm Para, так как преступник, получив 12 ранений, отстреливался еще около 4 минут.

В результате исследований к 1989 году была выработана методика испытаний и составлены основные требования к оружию. В проведенных тестах наряду с револьверами S&W M13 калибра .357 Magnum участвовали пистолеты S&W mod.645, 4506 (45 ACP), Colt Delta Elite (10 mm Auto) и М1911 (45 ACP), Walther PPK (9x18), и SIG 226 (9x19) с патронами в различных вариантах снаряжения и типами пуль. В результате наиболее эффективными были признаны патроны - револьверный .357 Magnum и пистолетные 45 ACP с 10 mm Auto, однако было отмечено, что оба этих боеприпаса имеют весьма сильную отдачу и мало пригодны для обучения. Поэтому было принято решение несколько ослабить заряд 10 mm Auto, и один из сотрудников, проводивших тестирование, вручную переснарядил коробку патронов из ближайшего спортивного магазина, снизив начальную скорость пули массой 11,7 грамм до 290 м/с.

Переснаряженый патрон показал неплохие результаты, и был принят в качестве стандарта ФБР.

Из-за хороших характеристик при стрельбе по защищенным целям (сквозь тонкие стены, дверцы автомобилей) патрон был принят на вооружение не только ФБР, а так же некоторыми полицейскими департаментами на территории США.

В начале 1990 года, фирмой Smith & Wesson было предоставлено 50 образцов пистолетов модели 1076 (доработки коммерческой модели 1006) для тестирования, а в мае 1990 года еще 200 образцов для полевых испытаний, по результатам которых должен был быть заключен контракт на поставку 9500 единиц оружия.

H&K MP5/10

H&K MP5/10

Это подтолкнуло производителей короткоствольного оружия к разработке моделей под 10 mm Auto, и в довольно короткое время свои образцы, помимо Colt и Smith & Wesson, предложили фирмы Glock (Glock 20, 20C, 29), Heckler&Koch (пистолет-пулемет H&K MP5/10), Springfield Armory (Omega, Linkless), STAR (Megastar 10), Wyoming Arms (Parker) и ряд других. Фирмы - производители боеприпасов также наладили производство патронов в различных вариантах снаряжения и с разными типами пуль.

Однако, такое положение вещей сохранялось весьма недолго, уже вскоре после принятия на вооружение ФБР патрона калибра 10 мм, фирма Smith & Wesson предложила свой вариант аналогичного патрона, но немного меньшей мощности и меньшей длины, равной патрону 9х19, а поскольку для служебного оружия мощность 10 mm Auto в полноценном снаряжении была явно избыточна, то новый патрон .40 Smith & Wesson или 10х22 мм быстро потеснил его почти по всем позициям, став в короткий срок самым распространенным боеприпасом служебного оружия, как в США, так и в Европе. Основными его достоинствами относительно небольшие размеры, позволяющие создать компактные модели оружия, и сравнимая с 10 mm Auto в облегченном варианте снаряжения эффективность при несколько меньшем рабочем давлении.

Вскоре после появления патрона .40 Smith & Wesson и оружия этого калибра, 10 mm Auto постепенно отошел на второй план, и был практически вытеснен с рынка служебного оружия, оставшись в основном спортивным - в легких вариантах снаряжения, и охотничьим боеприпасом.

Производство оружия под патрон 10 mm Auto было значительно сокращено, в Европе его продолжили производить только Glock в Австрии модели - полноразмерной Glock 20 и 20С, компактной Glock 29 и Tanfoglio в Италии (European American Armory на американском рынке) модели Witness и Witness P, в Америке - несколько большее число фирм - в основном в виде клонов М1911.

Патрон же 10 mm Auto выпускается большинством американских производителей боеприпасов, и рядом европейских, оставаясь, вероятно самым мощным патроном крупного калибра, применение которого возможно в короткоствольном оружии самообороны без неприятных ощущений, и довольно часто применяется как охотничий, позволяя добывать мелких и средних по размерам животных на расстояниях до 100 метров.

10 mm Auto

10 mm Auto

В США патрон 10 mm Auto выпускается в большем количестве и многими фирмами - CI/Speer ,Cor-Bon,Federal Cartridge Company,Georgia Arms,Hornady , Remington/UMC, Winchester и ряд других, причем как в вариантах для самообороны с пулей 10-12 грамм с энергией 500-700 Дж, так и в охотничьем - пули 11,7- 13,6 грамма и энергией свыше 1000 Дж. В Европе этот патрон распространен мало, и производится в основном с легким зарядом.

Первоначально патроны 10 mm Auto снаряжались пулей весом 13.6 грамма с начальной скоростью порядка 360 м/с или пулей массой 11.56 грамм с начальной скоростью около 430 м/с. В настоящее время эти патроны снаряжаются пулями массой от 9.18 до 14.28 грамм.

Типичными для данного патрона можно считать следующие характеристики: масса пули 10.5 грамма, начальная скорость пули (из пистолетного ствола) - около 370 м/с, дульная энергия - порядка 700 Джоулей.

В отличие от .40 S&W патрон 10 mm Auto гораздо более универсален, имеет больше вариантов снаряжения, так как более длинная гильза с большим объемом допускает значительно большее варьирование навесками заряда, без превышения безопасного давления.

Также этот патрон послужил базой для создания различных экспериментальных боеприпасов, в основном гильза обжималась под пули меньшего калибра - например, 9х25 Dillon, созданный для соревнований I.P.S.C в 1991 году, или .224 Boz в 1997 году, а также 10 mm Auto Magnum с удлиненной до 32 мм гильзой.

10 mm Auto
10 mm Auto
Добавил: Mercenary | Просмотров: 4904 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.