Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Каждый выстрел – в цель

Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на большое насыщение войск современной мощной техникой и вооружением, значение огня пехоты в бою не только не уменьшилось, но и, наоборот, значительно возросло.

Каждый выстрел – в цель

В ходе войны наши пехотинцы явились подлинными мастерами своего дела и метким губительным огнем наносили врагу большой урон. Мастерство воинов - это результат их глубоких знаний материальной части оружия, его боевых свойств и особенностей, умения с ним обращаться и применять его в любых условиях.

Основная задача пехотных огневых средств - при наступлении или в обороне на любой местности - непрерывно подавлять противника и тем самым обеспечивать успех боя. Поэтому владение современной боевой техникой и оружием, ведение рукопашного боя в условиях быстро меняющейся обстановки обязывали бойца мастерски владеть доверенным ему оружием. Причем речь шла не столько о выработке навыков в выполнении ряда боевых приемов, сколько о высоком уровне развития индивидуальной боевой подготовки бойца. Постоянная боеготовность и навыки могли быть выработаны только в напряженной учебе. Все это требовало проводить боевую подготовку в условиях, приближенных к действительности. В подготовке красноармейцев к предстоящим боевым действиям первостепенное внимание уделялось методике обучения технике стрельбы из штатного стрелкового оружия и методике обучения метания ручных гранат.

Боевой опыт, полученный советскими пехотинцами в годы Великой Отечественной войны представляет несомненный интерес и сегодня, поскольку проблемы боевой подготовки остаются такими же актуальными как для Российской армии, так и для частей и подразделений специального назначения спецслужб и правоохранительных органов.

Обучение спуску курка

Искусство меткой стрельбы зависит от умения стрелка выполнять в едином процессе три основных действия: прицеливание, затаивание дыхания и спуск курка.

Многолетним опытом было доказано, что причина плохой стрельбы кроется прежде всего в неумении плавно спустить курок. Было также замечено, что дергание за спусковой крючок вызывается чаще всего желанием выстрелить в тот момент, когда мушка точно подходит под точку прицеливания.

Некоторые командиры обучали стрелка одновременно всем действиям, которые входят в процесс производства выстрела.

Такая установка, между прочим, часто встречалась в годы войны и в планирующих документах в учебных частях. В некоторых расписаниях занятий по стрелковой подготовке можно было прочитать иногда такие записи: «Отработка первого упражнения: изготовка к стрельбе, заряжание, прицеливание и спуск курка». В других расписаниях изучение приемов стрельбы планировалось так: на первом занятии - изготовка к стрельбе; на втором - обучение производству выстрела и т. д. В том и другом случае планирование следует признать ошибочным. Производство выстрела - сложный процесс. Его нельзя приравнивать к другим приемам, например, к принятию положения для стрельбы, заряжанию, установке прицела, разряжанию и т. п. Они выполняются при стрельбе, хотя и в быстром темпе, но не все сразу, а последовательно, один за другим, и потому быстрее осваиваются. Что же касается производства выстрела, то здесь одновременно сочетается несколько действий: стрелок закрывает один глаз, прицеливается другим, затаивает дыхание и плавно нажимает на спусковой крючок. В то же время он обязан следить за положениями винтовки на руке, приклада в плече и правой руки на шейке ложи. Короче говоря, стрелку приходится распылять свое внимание на многие, но очень важные элементы. В этом и состоит основная трудность обучения меткому выстрелу.

При обучении солдат меткому выстрелу важное значение имеют как детальный показ, так и подробный рассказ. Некоторые командиры считали, что в основе методики обучения лежит только показ и практическое выполнение обучаемым приема (действия), а пояснения излишни. Это неправильно. Обучаемый должен понимать цель и назначение каждого движения и действия, знать, зачем они нужны и почему так, а не иначе выполняются. Подобные правила методики особенно необходимо применять при обучении молодого солдата. Такие навыки, как зажмуривание глаза, прицеливание, затаивание дыхания и спуск курка (выполняемые впоследствии одновременно), быстрее усваиваются и прочно закрепляются, если стрелок вначале осмыслит их, а затем изучит и путем тренировки закрепит. При этом замечено, что подобные навыки прочнее закрепляются тогда, когда их изучают по элементам с постепенным, по мере усвоения, соединением их в одно целое, в слитное выполнение.

Поэтому необходимо следующее:

Во-первых, обучать выполнению действий, из которых слагается меткий выстрел, нужно вначале раздельно, затем, по мере усвоения, соединять их одно с другим до выполнения в едином процессе.

Во-вторых, перед изучением каждого действия нужно путем объяснения и показа подготовить стрелка к осознанным действиям.

Следует учитывать, что во время выстрела внимание стрелка сосредоточено на том, чтобы правильно удержать взятую в прорези прицела мушку под точкой прицеливания и плавно спустить курок, все остальные действия выполняются автоматически. Выработать такие навыки у стрелка можно лишь систематической тренировкой, последовательно подводя его к связному выполнению всех действий.

Определяя последовательность обучения, нужно учитывать, что и чему должно предшествовать. Например, приступая к обучению прицеливанию, необходимо, чтобы солдат уже умел зажмуривать глаз и затаивать дыхание, так как без этого он не сумеет точно прицелиться. А переходя к обучению прицеливанию слитно со спуском курка, солдат должен уже свободно выполнять эти приемы.

Практика показывает, что обучаемые легче усваивают приемы производства выстрела тогда, когда обучение строится в такой последовательности:
а) затаивание дыхания, закрывание глаза, сгибание и разгибание указательного пальца (остальные пальцы зажаты в кулак) - 5–6 минут на все три упражнения, выполнять ежедневно в течение 4–5 дней;
б) затаивание дыхания и закрывание глаза (3–4 минуты), сгибание и разгибание указательного пальца (1–2 минуты) - выполнять ежедневно в течение 4–5 дней;
в) прицеливание в соединении с закрыванием глаза и затаиванием дыхания; сгибание и разгибание указательного пальца в соединении с закрыванием глаза и затаиванием дыхания - выполнять в течение 1–2 часов на уроках огневой подготовки и ежедневно на стрелковых тренировках;
г) обучение спуску курка (на оружии) - 1–2 часа на уроках по огневой подготовке в течение 1–2 дней;
д) выполнение всех действий в комплексе - 10–50 минут - на протяжении всей службы солдата в армии; на всех занятиях по огневой подготовке и на стрелковых тренировках.

Из вышесказанного видно, что учебное время начинается с обучения прицеливанию. Такие же навыки, как затаивание дыхания, закрывание глаза, сгибание и разгибание указательного пальца, прививают путем коротких, 5–6 минутных, упражнений ежедневно.

Начальные тренировочные 5–6 минутные упражнения можно проводить так. Объяснив солдатам цель тренировки, командир подает команды: «Вдох»; «Выдох», «Пауза», «Конец». По первой команде солдаты делают вдох, по второй - медленный выдох с постепенным затаиванием дыхания; по команде «Пауза» они прекращают дыхание совсем, а по команде «Конец» - возобновляют его. Постепенно паузу надо увеличивать, начиная примерно с 5 секунд и доводя до 15–20 секунд.

Подобным же методом необходимо тренировать и в закрывании глаза. При этом можно подавать такие команды: «Приготовиться», «Начинай», «Конец». Рекомендуется тренировать солдат в закрывании (попеременно) обоих глаз.

Упражнения в плавном сгибании и разгибании указательного пальца выполняются по командам: «Приготовиться», «Р-а-а-з», «Д-в-а», «Стой».

На каждой тренировке внимание обучаемых необходимо сосредоточивать на выполняемом ими действии, требуя, однако, чтобы они вели наблюдение за каким-либо местным предметом, находящимся впереди.

Времени при тренировках в плавном сгибании пальца при спуске курка нужно отводить вначале 7–9 секунд, затем доводить постепенно до 1–2 секунд.

После усвоения вышесказанного можно приступать к обучению спуску курка.

Каждый выстрел – в цель

Практикой подтверждено, что после предварительной тренировки в сгибании и разгибании указательного пальца последний приобретает гибкость. Однако, несмотря на безусловную пользу таких упражнений, основное обучение спуску курка нужно производить на оружии.

Обучать спуску курка на оружии надо, как указано выше, вначале без прицеливания, при этом карабин (винтовку) следует укреплять на станке или положить на упор, ибо лишь при таком положении оружия можно правильно показать плавный нажим на спусковой крючок и удобно проверить действия обучаемого.

Укрепив карабин (винтовку), руководитель вначале должен показать, как нужно накладывать первый сустав указательного пальца на спусковой крючок. Затем каждый обучаемый на своей винтовке обязан проделывать это упражнение. Для показа силы ощущения и контроля правильного спуска курка обучающий накладывает свой палец на палец обучаемого и два - три раза плавно нажимает на спусковой крючок. Попутно с этим он объясняет солдату, что нажимать на спусковой крючок надо строго на себя, а не в стороны.

Закончив объяснения и показ, он требует, чтобы обучаемые самостоятельно несколько раз произвели спуск курка. Проверка, как солдаты усвоили элемент плавного спуска курка, очень проста: командир накладывает свой палец на спусковой крючок, а солдату приказывает спустить курок, нажимая указательным пальцем на его палец.

Убедившись, что стрелок правильно спускает курок, следует переходить к обучению спуску курка в соединении с прицеливанием и затаиванием дыхания. Обучать этому лучше на винтовке, положенной на упор. Сначала командир объясняет, что во время прицеливания, даже при стрельбе с упора, винтовка не может быть мертва, поскольку на нее передаются естественные колебания тела стрелка, и что никогда не следует стремиться спускать курок в тот момент, когда правильная мушка точно подходит под точку прицеливания, ибо, улавливая этот момент, стрелок неизбежно дергает за спуск, что приводит к промаху. Для того чтобы выстрел был метким, надо сделать вдох, затем начать прицеливаться и одновременно, делая медленный выдох и затаивая на естественном выдохе дыхание, плавно нажимать на спусковой крючок, следя за правильной мушкой в прорези прицела и положением ее под точкой прицеливания. Спуск курка должен произойти как бы сам собой, неожиданно.

В том случае, когда мушка отклоняется в сторону на такую величину, которая показывает, что это - не результат естественного колебания, а следствие какой-то ошибки, прицеливание следует начинать заново.

После такого разъяснения руководитель подает команду для изготовки к стрельбе лежа с упора, укрепляет на карабине (винтовке) ортоскоп и приступает к обучению спуску курка в соединении с прицеливанием (по грудной мишени на 100 м) и затаиванием дыхания. Данный процесс обучения связан с определенными трудностями, так как обучающий, кроме проверки правильности спуска курка, должен проследить за другими действиями стрелка, своевременно обнаружить ошибки и напоминанием или дополнительным показом помочь солдату устранить их. Практически нельзя увидеть одновременно все действия обучаемого; каждое из них приходится проверять отдельно. При этом весьма важно, чтобы солдат не знал, что именно в данный момент у него проверяется.

Иногда с этой целью полезно применять такой прием. Например, командир может сказать солдату: «Прицельтесь еще раз и спустите курок; я посмотрю, как вы прицеливаетесь». Сам же в это время будет проверять не прицеливание, а плавность спуска курка или затаивание дыхания и т. д. Этот метод нужно применять для того, чтобы убедиться, не сосредоточивает ли обучаемый все свое внимание на проверяемом действии (в данном случае прицеливании) в ущерб другим. Стрелок, которому вовремя указано на подобную ошибку, обычно исправляется и начинает следить в одинаковой мере за другими действиями.

В дальнейшем обучаемого тренируют в комплексном выполнении всех действий, связанных с производством выстрела.

Сущность тренировочных занятий состоит в том, что на них обучаемые многократно повторяют выполнение одних и тех же приемов и действий. Стрелок за время тренировок, при правильном проведении их, приобретает такие навыки, когда все его движения становятся свободными, уверенными, входят в привычку.

Однако нужно иметь в виду, что привычки могут быть хорошие и плохие, правильные и неправильные. Если, например, руководитель во время тренировок не обратит внимания на допускаемую солдатом ошибку в выполнении того или иного действия, то она войдет в привычку, и впоследствии ее трудно будет исправить. Особенно это относится к таким действиям, как слитное выполнение спуска курка с прицеливанием, которые значительно труднее контролируются, нежели остальные приемы и действия. Вот почему на всех тренировочных занятиях по огневой подготовке контроль за спуском курка в соединении с прицеливанием должен продолжаться в такой же мере, как на первоначальных занятиях.

Большим подспорьем в обучении меткому выстрелу является стрельба малокалиберным патроном. В известной мере руководитель может проверить, как солдаты овладели отдельными приемами. Но необходимо помнить - стрельба малокалиберным патроном не может заменить боевого выстрела. При стрельбе из малокалиберного оружия практически отсутствует, например, отдача. А между тем известно немало случаев, когда стрелок вследствие отдачи при первом выстреле в дальнейшем начинал ждать выстрела, бояться его и, как следствие, моргать и дергать. Проверять качество начальной подготовки стрелка надо в основном стрельбой боевым патроном.

Весьма важно, чтобы первый выстрел из боевого оружия для стрелка был неожиданным. Этого можно достигнуть, подложив боевой патрон вместо учебного. Такой прием дает положительный результат. При этом очень важно, чтобы, применяя его, руководитель умел определять момент, когда стрелок перестанет ожидать выстрела. В это время и надо подложить боевой патрон. Выстрел для стрелка происходит неожиданно, а попадание получается удачное. После выстрела солдат осматривает мишень; удачное попадание окрыляет его, и второй выстрел он производит уже с большей уверенностью.

Но иногда бывает, что стрелок долго не может отвыкнуть от ожидания предстоящего выстрела. В момент спуска он моргает, старается произвести выстрел тогда, когда мушка подходит точно под точку прицеливания. В таких случаях не следует подкладывать боевой патрон, а нужно еще потренировать солдата. При этом солдату надо сказать, что он вызывался не для стрельбы, а для проверки. Затем такого стрелка нужно вызывать на линию огня несколько раз, пока он не свыкнется и не будет установлено, что стрелок перестал ждать выстрела.

И, наконец, о тренировке. Бывает, что после нескольких стрельб вдруг обнаруживается, что стрелок утратил ранее приобретенные навыки. Обычно в таких случаях командиры теряются в догадках; не понимая, что могло случиться со стрелком. Объясняется же такое явление обычно тем, что стрелок не закрепил полученные навыки в прицеливании и спуске курка повседневной тренировкой. Чтобы этого не получилось, нужно постоянно проверять навыки солдат, тренировать их. Особенно важно следить за плавным спуском курка в соединении с прицеливанием при обучении стрельбе по появляющимся и движущимся целям, так как дергание за спуск - почти постоянный спутник стрельбы боевым патроном по этим целям.

Методика метания ручных гранат

Каждый выстрел – в цель

В основе обучения гранатометчика лежит регулярная тренировка с целью развития его глазомера и приобретения навыков в метании гранат на дальность и меткость. Одиночная подготовка гранатометчика состоит из следующих элементов: изучение материальной части ручных гранат и зажигательных бутылок; краткое изучение взрывчатых веществ, применяемых для снаряжения гранат; изготовки для метания (заряжания гранаты и принятие положения) и метание гранат по различным целям и в разнообразной обстановке.

Обычно перед изучением материальной части командир роты проводит на стрельбище показное занятие с боевыми гранатами и зажигательными бутылками. Расположив в безопасном месте роту и расставив несколько групп ростовых мишеней, командир показывает обучаемым гранату, называет ее систему и бросает в цель. Затем демонстрирует обучаемым, какой эффект произвел взрыв. На показном занятии обучаемые убеждаются, что граната является грозным оружием пехоты. После показного занятия можно переходить к изучению работы частей и механизмов гранаты, приемов их заряжания. При этом особое внимание следует обращать на умение обучающихся привести гранату в готовность для боя.

Метание гранат

Метание ручных гранат в бою производится из различных положений: стоя; с колена; лежа; а также в движении с транспортного средства и в пешем порядке (только наступательных). При метании ручных гранат огромное значение имеет меткость броска. Систематической тренировкой можно добиться большой дальности и меткости. Обучение метанию гранат состоит из упражнения в технике метания на дальность и на меткость, из упражнения для приобретения автоматических навыков в метании, тренировки с целью усовершенствования этих навыков.

Обучение должно носить практический характер; некоторые упражнения полезно проводить в форме спортивных состязаний. Первоначальное обучение метанию гранат лучше всего начинать на специально оборудованной площадке, где должны быть окопы, мишени, макет танка (самоходного орудия), а затем на всех тактических занятиях. Боевые гранаты нужно метать только на стрельбище, на специально отведенном месте, которое гарантировало бы при метании полную безопасность гранатометчиков.

Для метания гранаты необходимо выбрать место и положение, которые обеспечивают свободный полет гранаты к цели (на пути отсутствуют препятствия: ветки деревьев, высокая трава, провода и т. д.).

Метать гранату надо энергично. При этом необходимо учить метать гранату всегда в определенную цель. Наиболее выгодный угол бросания - 45 градусов, при таком угле траектории достигаются наибольшая дальность и лучшая меткость.

Для выработки приемов, придающих гранате правильную траекторию, целесообразно использовать переносные стойки на крестовинах с натянутой веревкой (схема 1). Такие стойки можно применять при метании гранат из всех положений. Стойки надо устанавливать либо ближе, либо дальше от стрелка (в зависимости от места цели и от упражнения: стоя, с колена, лежа, из окопа), добиваясь, чтобы угол броска был 45 градусов.

Очень важно научить стрелка вовремя выпускать гранату из руки. При запоздалом или преждевременном отрыве граната полетит либо влево, либо вправо, в зависимости от того, какой рукой она будет брошена. От обучающихся, привыкших бросать предметы левой рукой, нецелесообразно требовать метания правой, так как результат от этого не улучшается, а ухудшается.

Необходимо, чтобы стрелок всегда помнил, что после метания наступательной гранаты на ходу, нужно, не останавливаясь, изготовиться к стрельбе и продолжать движение. После броска оборонительной или противотанковой гранаты необходимо немедленно укрыться, а после взрыва быстро изготовиться к стрельбе или начать движение.

Метание по горизонтальным целям

После того как обучающиеся научатся придавать правильный угол броску гранаты на различные дистанции, целесообразно переходить к обучению броску гранат по горизонтальным целям (траншеи, окопы).

Для этого роют окопы шириной от 75 см до 1,5 м и глубиной от 50 см до 2 м на разных дистанциях от места метания (схема 2).

Вначале следует обучать метанию гранат в окопы большей ширины, а затем - меньшей, с постепенным увеличением дистанции. Все цели должны быть хорошо видны и обозначены номерами. Когда стрелки научатся попадать гранатой в окоп, им можно разрешить метание гранаты сериями в разные окопы с тем, чтобы приучить изменять направление и применять различную силу для броска, быстро и уверенно занимать нужное положение для метания в любом направлении.

Затем начинается тренировка в метании гранат из окопа. При этом надо обращать внимание на величину размаха рукой (чтобы не ударить гранатой о стенку окопа).

Метание по вертикальным целям

В борьбе за населенные пункты ручные гранаты применялись для того, чтобы выбивать противника из домов, различных построек, а также для уничтожения пулеметов в слуховых окнах зданий.

Метание гранат в окна и двери домов требует особой сноровки и меткости. Не попавшая в цель граната не только не принесет вреда противнику, но и может поразить самого гранатометчика, а также находящихся поблизости от него других солдат.

Обучать солдат такому метанию гранат лучше всего в учебном городке (площадке), построив макеты передних стен многоэтажных зданий или установив рамы различной высоты, как это указано на схеме 3.

Обучающий должен знать, что метать гранату тактически выгоднее в окна второго и третьего этажей, причем не только стоя прямо перед окном, но и сбоку и из-за угла. В боевой обстановке стрелку приходится пробираться вплотную около стен зданий и бросать гранаты из этого положения. А это составляет большую трудность.

Метать гранаты от стены здания в окна второго и третьего этажей целесообразно так: выбрав себе цель, которую нужно поразить, стрелок быстро отскакивает от стены шага на 3–4 и бросает гранату в окно (в цель), а затем снова прижимается к стене. При метании гранат в окна первого этажа он становится не сбоку, а под самым окном, чтобы избежать поражения со стороны противника.

Когда руководитель убедится, что обучающиеся достаточно метко бросают гранаты с места, он переходит к обучению метанию с разбегу. Для этого он отводит смену (рассчитанную по числу окон «зданий») метров на 80–100, затем на ходу, метрах в 30–40 от «здания», все бросают первую гранату, а по мере приближения к «зданию» и последующие. После броска 3–4 гранат обучающиеся, не останавливаясь, подбегают к окнам и быстро влезают в «здание».

Метание по движущимся целям

Для обучения метанию гранат по движущимся целям желательно построить специальный городок (схема 4). Для оборудования его прокладывают параллельно рельсы длиной 50–60 м (1). На концах рельсового пути устраивают закрытые блиндажи с отверстием для наблюдения (2) и узким ровиком для проволоки, при помощи которой двигают макет танка. Деревянный танк - на колесах с проволокой для приведения его в движение из блиндажей (3). По обе стороны рельсов, на расстоянии 10–25 м, устраивают несколько ячеек (воронок) (4), окопы (5), плетень (6), угол дома (7), забор (8), отдельное дерево или столб (9).

В таком городке можно обучать и тренировать солдат метанию противотанковых гранат и бутылок с горючей жидкостью из различных положений и на разные дистанции. Перед метанием гранат и бутылок необходимо хорошо изучить с солдатами материальную часть противотанковых гранат, а также ознакомить обучаемых с плакатами «Уязвимые места танков и самоходных установок».

Начиная обучение метанию по движущимся целям, руководитель разъясняет, насколько важно поражать эти цели в бою. Затем, расположив стрелков за укрытиями и в щелях, он приказывает двигать танк (самоходное орудие) и приступает к тренировке всей группы, требуя время от времени, чтобы стрелки меняли места укрытий.

Кроме перечисленных упражнений, надо тренировать стрелков в метании противотанковых гранат и бутылок по амбразурам дотов и пр. При этом особое внимание следует уделить скрытому подходу или подползанию к амбразуре оборонительного сооружения и меткому попаданию.

Метание на скорость

Солдаты должны научиться быстро готовить гранаты к бою и также быстро использовать их для поражения противника. При обучении стрелков надо добиваться того, чтобы они могли метать не менее 8–10 гранат в минуту. Этого довольно легко добиться тренировкой. Однако руководитель должен следить за тем, чтобы элементы скорости в броске гранат у солдат развивались не в ущерб меткости и дальности.

Чтобы привить элементы скорости, руководитель назначает каждому стрелку цель и дает ему некоторое время для самостоятельной тренировки. Затем он вызывает к себе обучаемых (по одному), указывает цель и ставит задачу бросить в эту цель 8–10 гранат в течение минуты.

Стрелки тренируются метать гранату на скорость по горизонтальным, вертикальным, появляющимся и по движущимся целям, с подходом к цели, с места, из окопа и на открытой местности. В горизонтальные и вертикальные цели, расставленные на дистанциях 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15 м, граната бросается соответственно сначала в дальние цели, а затем в ближние.

Общее в метании гранат

Метание гранат по различным целям требует специальных навыков. Эти навыки приобретаются в результате постоянных упражнений с учебными, а впоследствии и с боевыми гранатами. Искусного метания гранат нельзя добиться только в специально отведенное для тренировки время; надо, чтобы тренировки проводились и на тактических занятиях. Тогда гранаты, находящиеся в гранатных сумках, не будут являться лишним грузом.

Индивидуальная подготовка гранатометчика проводится лишь в первые занятия, а в дальнейшем надо переходить к групповому обучению.

Групповое обучение необходимо проводить на тактическом фоне. Надо иметь в виду, что при таких упражнениях и на тактических занятиях стрелки нередко бросают гранаты небрежно, без соблюдения правил и приемов метания. Руководитель занятий обязан следить за этим, вовремя исправляя ошибки.

Сергей Монетчиков
Иллюстрации из архива автора
Братишка 06-2009

Добавил: Mercenary | Просмотров: 4864 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.