Противотанковая летающая мина ЛМГ (Советские и Российские мины)

Противотанковая летающая мина ЛМГ

Сведений об этой мине и даже упоминания о ней автор в советских источниках не обнаружил. В то же время о ней упоминают иностранные официальные справочники и книги по оружию периода Второй Мировой войны. В частности, эта мина кратко описана в современном американском официальном справочнике по иностранным минам ORDATA II.

Немецкий военый историк Вольфганг Флейшер в своей книге "Deutsche Landminen 1935-1945" пишет об этой мине несколько более подробно и приводит некоторые характеристики, а также ее рисунок. При этом он ссылается на боевое донесение командира 98 горнопехотного полка (Gebirgsjaegerregiments 98) 1 горнопехотной дивизии (1.Gebirgsjaegerdivision)   от сентября 1941 года, которая в это время дралась в ногайских степях восточнее Днепра. Командир полка указывает на значительные потери от русских мин и в частности, от мин ОЗМ-152 и ЛМГ.

Флейшер указывает, что эта мина пробивала броню до 100 мм., что весьма сомнительно, т.к. ударно-динамический эффект в силу небольшой скорости полета снаряда и его малой прочности исключается, а при весьма небольшом заряде ВВ (2.8 кг.) фугасный заряд может пробить силой взрыва не более 30-50 мм. стали. Кумулятивных же боевых частей в Красной Армии тогда не знали, хотя, справочник ORDATA II на разрезе этой мины показывает, что она имела кумулятивный заряд.  Напомню, что первые кумулятивные снаряды были разработаны в Германии незадолго до начала войны, но до глубокой осени 1941г. Гитлер не разрешал вывозить эти снаряды на фронт,  и позволил их применений только когда стала ясна неспособность большинства немецких противотанковых орудий пробивать броню советских танков Т-34 и КВ.

Вероятнее всего, эта мина пробивала порядка 15-30 мм. брони за счет взрыва  фугасного заряда, что вполне достаточно для всех типов танков того времени,  или же Флейшер ошибается и эта мина появилась в сентябре не 1941, а 1942 года. Хотя, сами реактивные снаряды разрабатывались в СССР еще в тридцатые годы и технология их изготовления была к концу тридцатых отработана хорошо. Достаточно заметить, что реактивные снаряды применялись советской авиацией еще во время вооруженного конфликта с японцами на р. Халхин-Гол в 1939 году.

Он именует эту мину "Geschossmine Galitzki (Wurfmine LMG)", что можно перевести как "Мина-снаряд Галицкого (Метательная мина ЛМГ)". Можно предположить, что Флейшер в названии мины раскрывает  имя изобретателя. Мне известен генерал-майор инженерных войск И.П. Галицкий, который в октябре 1941 года под Москвой командовал оперативно-инженерной группой заграждений. С большой долей вероятности это он и есть.

Мина представляет собой реактивный снаряд, изготовленный из тонкостенной стали (вероятно даже из жести), укрепленный с помощью фигурного кронштейна из полосовой стали на дощатом основании. Кронштейн имеет дополнительную стойку с обоймой для удерживания взрывателя МУВ. В хвостовой части снаряд имеет четырехперый стабилизатор и хвостовую же часть ввернут запальный стакан. Основание   прикрепляется к земле с помощью четырех деревянных анкерных столбиков.

Противотанковая летающая мина ЛМГ

Сквозь кронштейн в запальный стакан входит взрыватель натяжного действия МУВ с Р-образной чекой (или его варианты УВ, УВГ). Натяжная проволока огибает один из анкерных  столбиков, который или забивается в землю на меньшую глубину или просто длиннее остальных.

При натяжении проволоки последняя вытягивает Р-образную боевую чеку взрывателя и освобожденный ударник накалывает капсюль запальной трубки. Пороховой заряд запальной трубки  выбрасывает снаряд из станка и одновременно поджигает пороховой заряд реактивного двигателя,  и снаряд летит в цель на высоте 0.5-1 метр от поверхности земли. При встрече снаряда с целью (борт танка) происходит его взрыв. Взрыватель снаряда ударного действия, расположен в задней части заряда ВВ.

Противотанковая летающая мина ЛМГ

Натяжная проволока протягивается под углом 1-3 градуса к продольной оси снаряда, опирается на столбик, врытый у ближнего края дороги, по которой предполагается движение танков и закрепляется за второй столбик на противоположной стороне дороги. Танк при движении натягивает проволоку, вызывая срабатывание взрывателя МУВ и снаряд поражает танк в борт.

Противотанковая летающая мина ЛМГ

Мина могла также использоваться как управляемая. В этом случае выстрел снаряда производился оператором с пульта управления за счет электродетонатора, вставляемого в запальный стакан вместо взрывателя МУВ или же за счет бечевки, проволоки, привязанной к чеке взрывателя МУВ и вытягиваемой таким образом оператором. Однако, в этом случае ввиду сложности определить момент выстрела, рекомендовалось устанавливать в одном месте пять-шесть мин, нацеленных на участок дороги веером. Одна из мин могла бы поразить цель.

По своему устройству мина весьма примитивна и ее возможно изготавливать в полевых условиях в войсковых мастерских, но могла при определенных условиях оказаться весьма эффективной и, в отличие от большинства противотанковых мин того времени,  способна полностью вывести танк из строя, т.к. при пробитии брони внутрь танка летят раскаленные осколки брони, поражающие экипаж и способные вызвать пожар внутри машины, взрыв боекомплекта.

Тактико-технические характеристики мины ЛМГ
Тип мины.............................................................    противотанковая противобортовая кумулятивная
Управляемость....................................................    неуправляемая /управляемая
Материал корпуса...............................................    жесть
Вес общий...........................................................    10 кг.
Масса заряда ВВ (тротил).....................................    2.8 кг.
Масса метательного порохового заряда.................    15 г.
Дальность полета снаряда...................................    до 25м.
Бронепробиваемость............................................    100  мм.
Длина..................................................................    ?
Ширина................................................................    ?
Высота.................................................................    ?
Усилие срабатывания...........................................    1-3 кг.
Датчик цели.........................................................    натяжная проволока
Длина датчика цели.............................................    до 20м.
Температурный диапазон применения...................    -40 - +50 градусов
Применяемый взрыватель.....................................    МУВ с Р-образной чекой, УВ с Р-образной чекой, УВГ с Р-образной чекой

Противотанковая летающая мина ЛМГ

Очень вероятно, что мина ЛМГ не являлась табельной миной Красной Армии и поэтому не была внесена в издававшиеся тогда военным издательством НКО СССР Наставления и Пособия по минно-взрывному делу.

Сведений о упаковке и комплектации мины ЛМГ не имеется, но вероятнее всего в комплект мины входили:

  1. Снаряд с зарядом ВВ и пороховым метательным зарядом.
  2. Дощатый станок с кронштейном.
  3.  Деревянные колышки - 6 шт.
  4. Взрыватель МУВ с Р-образной чекой.
  5. Проволока - 40-50 м.

P.S. После того, как эта статья увидела свет, автор получил от Б.В.Прибылова часть книги без начала и конца, в которой описывается "Противотанковая летающая мина ЛМГ". Характер текста, шрифт и другие признаки указывают, что это какое-то Наставление по минно-взрывному делу издания 1942 или 43 года. Есть все основания считать, что это подлинное издание того времени.

Следовательно мина появилась не ранее конца 1941 года - первой половине 1942 года.

Из книги следует, что изобретателем мины ЛМГ действительно является генерал-майор И.П.Галицкий. Мина имеет кумулятивный заряд и пробивает броню до 100мм.  Вес мины 10кг. , вес заряда ВВ 2.8кг., дальность полета мины до 25 метров на высоте 1 метр.

Противотанковая летающая мина ЛМГ

Мина состоит из:

  • собственно мина с хвостовиком и инерционным взрывателем, помещенным внутри хвостовика;
  • мортирки;
  • станка с упрощенным взрывателем УВ;
  • принадлежностей.

Мина представляет собой жестяной корпус, внутри которого находится заряд тротила, имеющий в передней части кумулятивную выемку. Спереди к корпусу присоединена конической формы пустотелая головная часть, сзади конический поддон, к которому привинчен хвостовик в виде пустотелой цилиндрической трубки с четырьмя перовыми стабилизаторами.

Взрыватель инерционного действия помещается в хвостовой части корпуса и состоит из корпуса, ударника с жалом, предохранительной пружины, отжимающей ударник от  капсюля-детонатора, капсюля-детонатора,  промежуточного детонатора и предохранительной чеки. Взрыватель встроен в мину и является ее составной неизвлекаемой частью. Только предохранительная чека возвышается над хвостовиком.

Мортирка представляет собой трубку, казенная часть которой утолщена и имеет выступы для соединения со станком. Внутрь мортирки вставляется патрон типа патрона для охотничьего ружья. Патрон содержит 15г. черного пороха и капсюль-воспламенитель. (На рисунке мортирка обозначена как запальный стакан). Мина своим хвостовиком надевается на мортирку, которая в свою очередь установлена в станке.

При срабатывании взрывателя УВ от натяжения проволоки его ударник бьет но капсюлю патрона и, собственно, происходит выстрел, в результате которого мина летит в цель. При встрече с целью, масссивный ударник по инерции, преодолевая сопротивление пружины, ударяет жалом по капсюлю-детонатору, вызывая взрыв последнего, от него взрывается промежуточный детонатор, основной заряд и кумулятивная струя пробивает броню.

Предохранительная чека мины в транспортном положении препятствует движению ударника вперед при случайном падении, мины, ударе и т.п.  При установке мины эта чека из хвостовика извлекается. псоле чего ударник удерживается на месте лишь пружиной.

Заметки на полях. Вообще-то, противобортовым минам как-то со славой не везет. Практически никто не знает об этой самой мине ЛМГ, подобная немецкая мина 1944 года   Hohlladungsspringmine, основой которой являлся знаменитый Панцерфауст, также как-то не нашла отражения в истории войны.

Да и послевоенные противобортовые мины так и остаются в тени, хотя в ряде стран по меньшей мере, по одному образцу мины этого типа имеется (советская ТМ-73, американская М24, английская  LAW94  Adder).

Очевидно это связано с тем, что, хотя к этой идее конструкторы обращались не раз, но сложность применения таких мин и ограниченность возможностей их использования не вызывали в войсках особого желания пользоваться ими широко.

С появлением противобортовых мин, работающих по принципу ударного ядра, от разработки мин гранатометного типа окончательно отказались, хотя, в некоторых странах они еще остаются на вооружении (Россия, Великобритания, Франция и нек. другие).

Веремеев Ю.Г.
Сапер

  • Статьи » Мины
  • Mercenary38710

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль