Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Пулеметы русских немцев

Пулеметы русских немцев

Достижения германских конструкторов в области управляемых ракет, особенно ФАУ-1, ФАУ-2; реактивной авиации, подводных лодок и т. д., хорошо известны. А вот о создании лучшего в мире пулеметно-пушечного вооружения известно мало.

Так, в 1943 г. фирма «Маузер» приступила к работе над первой в мире автоматической авиационной пушкой револьверного типа MG-213 С. Пушка приводилась в действие газовым приводом, но поршень вместо того, чтобы приводить в движение тяжелый затвор, был просто прикреплен к досылателю. Его функцией являлось извлечение патронов из ленты и досылание их в одну из пяти камор барабана, идентичного по форме барабану револьвера.

Германская револьверная пушка MG-213 С выпускалась с двумя стволами — 20-мм и 30-мм.

20-мм пушка MG-213 С/20 имела темп стрельбы 1500 выстр./мин. Вес пушки 75 кг. Вес осколочного снаряда 191 грамм, в нем содержалось 25,4 грамма взрывчатого вещества. Начальная скорость снаряда 915 м/с.

30-мм пушка MG-213 С/30 имела несколько меньший темп стрельбы — 1200 выстр./мин. Вес 30-мм пушки равен весу с 20-мм пушки — 77,2 кг. Зато вес снаряда существенно больше — 331,4 грамм. Начальная скорость снаряда 550,5 м/с.

Пушки MG-213 С в 1944–1945 гг. проходили испытания на реактивном истребителе Ме-262 А-1 а. Однако окончание войны не позволило немцам запустить MG-213 С в серийное производство.

15-мм многопульный патрон HF-15

15-мм многопульный патрон HF-15

После 1945 г. в США были доставлены несколько образцов пушки MG-213 C, а также главные конструкторы фирмы «Маузер», Отто фон Лоссинцер и доктор К. Маер. В 1947 г. они создали модернизацию пушки MG-213 C с 20-мм стволом. Она получила армейский индекс Т-47. Доработка Т-47 привела к созданию 20-мм револьверной пушки М.39, имевшей небольшие различия с MG-213 C. В 1954 г. пушка М.39 была принята на вооружение ВВС США, а позже — еще 24 государств мира.

Англия и Франция, в свою очередь, тоже доработали MG-213 C, что привело к созданию 30-мм английской пушки «Аден» и 30-мм французской пушки «Дефа». Так, пушка «Дефа» поставлялась в 25 стран мира.

Ну а фирма «Густлаф» создала уникальный 9-пульный (!) патрон, предназначенный для сверхвысоких темпов стрельбы. Патроны калибра 7,92 мм с 20–30 пулями получили обозначение HF-8, а калибра 15-мм с 9-ю пулями — HF-15. Патроны состояли из гильзы, камеры для порохового заряда и вкладыша со спиральным каналом, в котором размещались пули. Пуля, расположенная у основания спирального канала, совмещалась с каналом ствола.

После воспламенения заряда пороховые газы выталкивали снаряд, находящийся в центре патрона. Одновременно с этим (действием газов через специальное отверстие) остальные снаряды перемещались в боковом направлении по спирали, и как только очередной снаряд оказывался в центре патрона, так он выталкивался пороховыми газами.

В ходе летных испытаний опытного образца авиационного пулемета MG.151, установленного на истребителе Me-109, был достигнут темп стрельбы 15 000 выстр./мин.

Однако огромный темп стрельбы многопульных патронов создавал массу проблем. Так, например, начальная скорость первого и последнего снаряда из патрона была не одинаковой. Эта разница влияла на кучность стрельбы. Еще более сложной проблемой были износ и охлаждение канала ствола. Поэтому многопульные патроны так и не поступили на вооружение люфтваффе.

Мне удалось обнаружить архивные документы, говорящие об испытании германских многопульных патронов в СССР. Однако и у нас их не сумели довести до ума.

Особый интерес представляют собой работы германских конструкторов в 1945–1947 гг., создавших на базе пушек и пулеметов люфтваффе мощные и в то же время легкие пулеметы калибра 13–20 мм. Они могли эффективно применяться мотострелковыми подразделениями, ВДВ и группами спецназа.

13-мм ручной пулемет STL 131-VI-3

13-мм ручной пулемет STL 131-VI-3

Предвижу вопрос: как германские конструкторы могли работать в 1945–1947 гг.? Ведь в мае 45-го… Естественно, они работали уже не на вермахт или люфтваффе, а на Красную Армию в восточной зоне оккупации. Вот почему на фотоснимках испытаний этих пулеметов мы видим людей в штатских костюмах, а не в военных мундирах.

В 1945–1947 гг. германская фирма «Икария Верке» разработала для СССР несколько десятков образцов стрелкового вооружения калибра от 7,92 мм до 30 мм. Замечу, что новыми были только сами установки, а качающиеся части автоматов были взяты от серийных германских авиационных пулеметов и пушек. Вот, к примеру, взяв качающуюся часть 13-мм автоматического пулемета MG-131, инженерам фирмы «Икария» удалось создать ручной пулемет 13-мм (!) калибра.

В 1938 г. на вооружение люфтваффе поступил 13-мм пулемет MG-131 в турельном, синхронном и крыльевом вариантах. Пулемет разрабатывался с 1934 г. фирмой «Рейнметалл». Автоматика его работала за счет отдачи пороховых газов с коротким ходом ствола при неподвижном коробе и кожухе. Питание пулемета ленточное. В боекомплект MG-131 входили пулеметные патроны с несколькими типами пуль: осколочно-зажигательно-трассирующими с самоликвидацией и без нее, осколочными, осколочно-трассирующими с самоликвидацией и без, бронебойно-трассирующими с самоликвидацией и без, а также с бронебойными пулями. Вес пули от 34 до 38,5 грамма. Начальная скорость 750–710 м/с. Темп стрельбы 900 выстр./мин.

20-мм пушка LFF на автомобиле «Кюгельваген»

20-мм пушка LFF на автомобиле «Кюгельваген»

В 1945–1946 гг. фирма «Икария» поставила качающуюся часть пулемета MG-131 на сошки, снабдила плечевым упором. Пулемет получил обозначение STL 131-VI-3. Таких ручных пулеметов не было ни у нас, ни у немцев в годы Второй мировой войны. Специалисты-оружейники могут возразить, что пулемет такого калибра нельзя относить к ручному. Но что делать, STL 131-VI-3 стрелял с сошек и имел плечевой упор, как все классические ручные пулеметы калибра 7,62–8,0 мм.

Для бомбардировщиков на базе MG 131 была создана кормовая двухавтоматная дистанционно управляемая установка HL 131 Z и т. д.

7,92-мм авиационный пулемет фирмы «Рейнметалл» был применен фирмой «Икария» при создании зенитной счетверенной тумбовой установки Fla-L17 V.

20-мм германская пушка MG-FF была создана фирмой «Икария» на базе 20-мм пушки фирмы «Эрликон» FF, выпускавшейся в Швейцарии с 1936 г.

Ствол пушки был неподвижен. Откатывались затвор, пружина коробки с гайкой и возвратная пружина. Питание в пушках было магазинное или ленточное. Вес пушки 26,3 кг. Длина ствола 760 мм. Длина качающейся части 1349 мм.

В боекомплект пушки MG-FF входили те же снаряды, что и у 20-мм пушки MG-151. Но длина гильзы и диаметр фланца гильзы MG-FF были меньше, чем у MG-151. Метательный заряд был меньше, чем у MG-151. Для снарядов весом 115 грамм — 13,5 грамма, а для снарядов весом 92 грамм — 19,5 грамма. Соответственно баллистика у MG-FF была хуже. Начальная скорость 600 м/с вместо 780 м/с у MG-151. Темп стрельбы 520 выстр./мин.

15-мм пулемет STL-151/12 в низком положении лафета

15-мм пулемет STL-151/12 в низком положении лафета

На базе 2-см авиационной пушки MG-FF фирмы «Эрликон» инженеры фирмы «Икария» создали автомобильную артустановку на шасси армейского автомобиля «Кюгельваген» тип 82.

Этот сверхлегкий автомобиль-внедорожник (вес без груза всего 725 кг) был снабжен четырехцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с., позволявшим развивать скорость до 80 км/ч. Полезная нагрузка автомобиля — 450 кг. Замечу, что подобные автомобили выпускались в рейхе и в «тропическом» исполнении. Эта система могла быть с успехом использована в ВДВ, спецназе и партизанских отрядах.

В годы войны немцы десятками тысяч выпускали авиационный бикалиберный автомат MG-151 фирмы «Маузер». Пулемет имел два взаимозаменяемых ствола калибра 15 мм и длиной 1250 мм и калибра 20 мм и длиной 1100 мм. Изменение калибра производилось простой заменой ствола.

Автоматика MG-151 работала за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Запирание канала происходило поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа с двусторонней подачей ленты. Питание пулемета патронами при стрельбе производилось из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Перезаряжание пулемета производилось при помощи электромотора.

15-мм пулемет Fla-SL-151-P на тральщике

15-мм пулемет Fla-SL-151-P на тральщике

Для поглощения энергии отдачи подвижной системы пулемет имел, кроме ствольной и буферной пружины, специальный буфер, собранный из конических разрезных колец.

Общая длина пулемета при 20-мм стволе — 1770 мм. Вес пулемета без ленты (при любом стволе) 42 кг. Темп стрельбы 800–900 выстр./мин. Начальная скорость 20-мм пули 780 м/с.

В боекомплект пулемета входили 20-мм снаряды: осколочно-зажигательно-трассирующий (ОЗТ) весом 115 г, содержащий 2,3 г взрывчатого вещества; фугасный весом 92 г, содержащий 18–20 г взрывчатого вещества; бронебойный весом 115 г, содержащий 4,5 г взрывчатого вещества; зажигательный весом 115 г, содержащий 3,6 г фосфора или 6,2 г электрона.

Длина всех патронов 146 мм, вес метательного заряда для снарядов весом 115 г — 18,5 г, а для снарядов весом 92 г — 19,5 г. Гильза стальная длиной 81 мм.

Фирма «Икария» на базе MG 151 создала целый спектр установок. Так, для сухопутных войск была создана установка Fla-SL-151/2 B, для ВМФ — установка Fla-SL-151 P, для пехоты — установка на низком лафете STL 151/12.

Благодаря оптическому прицелу Цейса и компенсатору на дульном срезе, предотвращавшему бросок вверх дула, установка обладала высокой точностью стрельбы. Устройство лафета позволяло легко и быстро менять высоту линии огня, поэтому можно было вести стрельбу как лежа, так и сидя.

Корабельный универсальный пулемет Fla-SL-151 P был установлен на конической тумбе и снабжен броневым щитом. Он проходил корабельные испытания на трофейном германском тральщике FT-544.

Надо ли говорить, что столь мощные и легкие пулеметы могли найти применение не только в пехоте, но и в различных спецподразделениях. Не исключено, что пулеметы фирмы «Икария», изготовленные несколькими небольшими сериями в 1946–1947 гг., могли ограниченно применяться в локальных конфликтах конца 1940-х — начала 1950-х годов, как, например, в Греции, на Ближнем Востоке и в Корее.

Однако в крупносерийное производство в СССР их так и не запустили. Причин было несколько. Изготовление многих деталей пулеметов было крайне сложно для отечественной промышленности того времени. Не последнюю роль сыграли субъективизм и амбиции наших оружейников.

Александр Широкорад
Фото из архива автора
Братишка 04-2012

Добавил: Mercenary | Просмотров: 4389 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.