«Миниган» – король пулеметов

авиационный пулемет М134 «Миниган»

7,62-мм шестиствольный авиационный пулемет М134 «Миниган» (в ВВС США имеет обозначение GAU-2B/A) разработан в начале 1960-х годов компанией «Дженерал электрик». При его создании был применен целый рад нетрадиционных решений, ранее не использовавшихся в практике конструирования стрелкового оружия.

Пресса того времени называла эту митральезу Гатлинга: «Страшным орудием как для обороны, так и для разрушения»
Пресса того времени называла эту митральезу Гатлинга
«Страшным орудием как для обороны,
так и для разрушения»

Во-первых, для достижения высокого темпа стрельбы применена схема многоствольного оружия с вращающимся блоком стволов, использующаяся только в авиационных пушках и скорострельных зенитных автоматах. В классическом одноствольном оружии темп стрельбы – 1500 – 2000 выстрелов в минуту. При этом ствол сильно нагревается и быстро выходит из строя. Кроме того, необходимо за очень маленький промежуток времени перезарядить оружие, что требует высоких скоростей движения частей автоматики и приводит к уменьшению живучести системы. В многоствольном оружии операции перезаряжания каждого ствола совмещены по времени (из одного ствола производится выстрел, из другого извлекается стреляная гильза, в третий досылается патрон и так далее), что позволяет сделать интервал между выстрелами минимальным и в то же время не дает стволам перегреваться.

Во-вторых, для привода в действие механизмов автоматики выбран принцип использования энергии от постороннего источника. При такой схеме затворная рама приводится в движение не энергией выстрела, как в традиционных двигателях автоматики (с отдачей затвора, ствола или отводом пороховых газов), а с помощью внешнего привода. Основное преимущество такой системы – высокая живучесть оружия, обусловленная плавным движением подвижных частей автоматики. Кроме того, практически отсутствует проблема распатронивания боеприпасов при сильных ударах звеньев автоматики, которые возникают в высокотемпном оружии. В 1930-е годы с этой проблемой столкнулись разработчики скорострельного пулемета ШКАС, вследствие чего специально для него был создан и принят на вооружение 7,62-мм патрон с упроченной конструкцией.

Другое преимущество внешнего привода – упрощение устройства самого оружия, в котором отсутствуют возвратные пружины, газовый регулятор и ряд других механизмов. Во внешнеприводном оружии значительно легче регулировать скорострельность, что крайне важно для авиационного оружия, часто имеющего два режима стрельбы – как с низким темпом (для огня по наземным целям), так и с высоким (для борьбы с воздушными целями). И, наконец, достоинство схемы с приводом от постороннего источника в том, что при осечке патрон автоматически извлекается затвором и выбрасывается из оружия. Однако мгновенно открыть огонь из такого оружия нельзя, поскольку всегда нужно некоторое время на раскрутку блока стволов и выхода на требуемую скорость его вращения. Другой недостаток – необходимо специальное устройство для предотвращения выстрела при не вполне запертом затворе.

Идея создания многоствольных систем далеко не нова. Первые их образцы появились еще до изобретения автоматического оружия. Сначала появились двуствольные, трехствольные, четырехствольные ружья и пистолеты, а в середине XIX века были созданы так называемые картечницы – огнестрельное оружие, полученное наложением нескольких стволов на один лафет. Число стволов картечниц менялось то 5 до 25, а их скорострельность достигала невиданной по тем временам цифры – 200 выстрелов в минуту. Наибольшую известность получили картечницы Гатлинга, названные так по имени американского изобретателя Ричарда Джордана Гатлинга. Кстати, сегодня в США все образцы огнестрельного оружия, выполненные по многоствольной схеме с вращающимся блоком стволов, носят название пушек Гатлинга.

Прообраз современных многоствольных систем – пушка Гатлинга
Прообраз современных многоствольных систем – пушка Гатлинга

После окончания Второй Мировой войны скорострельность лучших образцов авиационных одноствольных пулеметов достигла 1200 выстрелов в минуту («Браунинг» М2). Основным путем наращивания огневой мощи авиации стало увеличение числа огневых точек, которое достигло на истребителях 6–8. Для вооружения бомбардировщиков использовались громоздкие сдвоенные установки, представляющие собой спарки из двух обычных пулеметов (DA-2, MG81z). Появление в послевоенный период скоростной реактивной авиации потребовало создания систем стрелково-пушечного вооружения, обладавших более высокой скорострельностью.

В июне 1946 года американская компания «Дженерал электрик» начала работу над проектом «Вулкан». К 1959 году было создано несколько опытных образцов многоствольной пушки Т45 под боеприпасы различных калибров: 60, 20 и 27 мм. После тщательных испытаний образец калибра 20 мм был отобран для дальнейшего развития и получил обозначение Т171. В 1956 году Т171 была принята на вооружение сухопутных войск и ВВС США под наименованием М61 «Вулкан».

Пушка представляла собой образец автоматического оружия с приводом от постороннего источника. Для раскручивания блока из 6 стволов и привода в действие механизмов автоматики использовался гидравлический привод или сжатый воздух. Благодаря такой конструктивной схеме максимальный темп стрельбы из пушки достигал величины 7200 выстрелов в минуту. Был предусмотрен механизм для регулирования темпа стрельбы от 4000 до 6000 выстрелов в минуту. Воспламенение порохового заряда в боеприпасе осуществлялось электрокапсюлем.

Несколько позже пушка «Вулкан» была модернизирована – появилась беззвеньевая система подачи боеприпасов. Был также разработан 30-мм вариант 6-ствольной пушки под обозначением М67, но он не получил дальнейшего развития. Судьба М61 оказалась более удачной, пушка вскоре стала (и служит до сих пор) основным образцом авиационного пушечного вооружения ВВС США и многих других государств.

Были разработаны варианты пушки для зенитных буксируемых (М167) и самоходных (М163) установок, а также корабельный вариант «Вулкан-Фаланкс» для борьбы с низколетящими самолетами и противокорабельными ракетами. Для оснащения вертолетов фирма «Дженерал электрик» разработала облегченные варианты пушки М195 и М197. Последняя из них имела три, а не шесть стволов, в результате темп стрельбы уменьшился вдвое – до 3000 выстрелов в минуту. Последователями «Вулкана» стали тяжелая 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A «Авенджер» и ее облегченный пятиствольный 25-мм вариант GAU-12/U «Эквалайзер», предназначенные для вооружения соответственно штурмовиков А-10 «Тандерболт» и истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета AV-8 «Харриер».

М134 «Миниган» на турели
М134 «Миниган» на турели

Несмотря на успех пушки «Вулкан», она была малопригодна для вооружения легких вертолетов, которые стали в больших количествах поступать на вооружение американской армии во время вьетнамской войны. Поэтому первоначально в систему вооружения вертолетов американцы включали либо слегка измененные варианты обычного 7,62-мм пехотного пулемета М60, либо легкие 20-мм авиационные пушки М24А1 и 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы «Браунинг» М2. Однако ни пехотные пулеметы, ни обычные пушечные и пулеметные установки не позволяли получить плотность огня, необходимую для авиационного оружия.

Поэтому в начале 1960-х годов компания «Дженерал электрик» предложила принципиально новый образец авиационного пулемета, использовавший принцип Гатлинга. Шестиствольный «Миниган» был разработан на основе проверенной схемы пушки М61 и внешне очень напоминал ее уменьшенную копию. Вращающийся блок стволов приводился в движение внешним электрическим приводом, получавшим питание от трех 12-вольтовых батарей. В качестве боеприпаса использовался стандартный 7,62-мм винтовой патрон NATO (7,62х51).

Темп стрельбы из пулемета мог быть переменным и обычно варьировал в диапазоне от 2000 до 4000–6000 выстрелов в минуту, но при необходимости мог быть снижен и до 300 выстрелов в минуту.

Производство M134 «Миниган» было развернуто в 1962 году на заводе «Дженерал электрик» в г. Берлингтон, где выпускалась и пушка «Вулкан».

М134 «Миниган» на пехотном станке
М134 «Миниган» на пехотном станке

Конструктивно пулемет M134 состоит из ствольного блока, ствольной коробки, роторного блока и затворного блока. Шесть 7,62-мм стволов вставлены в роторный блок, и каждый из них фиксируется поворотом на 180 градусов. Стволы соединены между собой специальными обоймами, предохраняющими их от смещения и также предназначенными для уменьшения вибрации стволов при стрельбе. Ствольная коробка представляет собой цельную отливку, внутри которой находится вращающийся роторный блок. В ней также размещены приемник, крепежные цапфы и рукоятка управления. На внутренней поверхности ствольной коробки имеется эллиптический паз, в который заходят ролики затворов.

Роторный блок – главный элемент оружия. Он крепится в ствольной коробке при помощи шарикоподшипников. Передняя часть роторного блока удерживает шесть стволов. В боковых частях ротора – шесть пазов, в которые помещаются шесть затворов. Каждый паз имеет S-образный вырез, который предназначен для взведения ударника и производства выстрела Запирание канала ствола осуществляется поворотом головки затвора. Роль экстрактора играют боевая личинка и стебель затвора.

Ударник подпружиненный, имеет специальный выступ, взаимодействующий с S-образным вырезом на роторном блоке. Затворы, помимо поступательного движения по пазам роторного блока, вращаются вместе с ротором.

Механизмы пулемета действуют следующим образом. Нажатие на спусковую кнопку на левой стороне рукоятки управления вызывает вращение роторного блока со стволами в направлении против часовой стрелки (если смотреть с казенной части оружия). Как только ротор начинает раскручиваться, ролик каждого затвора приводится в движение за счет эллиптического паза на внутренней поверхности ствольной коробки. В результате затворы движутся по пазам роторного блока, поочередно производя захват патрона из подающих пальцев приемника. Далее под действием ролика затвор досылает патрон в патронник. Головка затвора, взаимодействуя с пазом в затворе, поворачивается и запирает ствол. Ударник под действием S-образного паза взводится и в крайнем переднем положении затвора освобождается, производя выстрел.

Выстрел происходит из ствола, находящегося в положении, соответствующем положению «12 часов» часовой стрелки.

Эллиптический паз в ствольной коробке имеет специальный профиль, который не позволяет произвести отпирание до того момента, пока пуля не покинет ствол и давление в стволе не достигнет безопасного значения. После этого ролик затвора, двигаясь в пазе ствольной коробки, возвращает затвор назад, отпирая ствол. Затвор при движении назад извлекает стреляную гильзу, которая отражается из ствольной коробки. Когда роторный блок повернется на 360 градусов, цикл работы автоматики повторяется.

Боекомплект пулемета составляет обычно 1500–4000 патронов, соединенных звеньевой лентой. Если длина свисающей ленты достаточно велика, ставится дополнительный привод для подачи патронов к оружию. Возможно использование схемы беззвеньевой подачи боеприпасов.

Установка пулемета М134 «Миниган» на вертолете UH-1
Установка пулемета М134 «Миниган» на вертолете UH-1

Системы вооружения вертолетов, использующие M134, отличались крайним разнообразием. «Миниган» мог устанавливаться и в проеме сдвигающейся боковой двери вертолета, и на дистанционно управляемых треугольных установках (в носовой части, как на АН-1 «Хью Кобра», либо на бортовых пилонах, как на UH-1 «Хьюи»), и в неподвижных подвесных контейнерах. M134 оснащались многоцелевые UH-1, UH-60, легкие разведывательные ОН-6 «Кейюс», ОН-58А «Кайова» и вертолеты огневой поддержки АН-1, АН-56, АСН-47. Во время вьетнамской войны были известны случаи, когда «Миниган» в полевых условиях переделывался в станковое оружие.

В ВВС США 7,62-мм пулемет «Миниган» использовался для вооружения легких штурмовиков типа А-1 «Скайрейдер» и А-37 «Дрэгонфлай», предназначенных для ведения противоповстанческих действий. Кроме того, им оснащались самолеты огневой поддержки сил специального назначения «Ганшип», представляющие собой переоборудованные военно-транспортные самолеты (С-47, С-119, С-130), оснащенные целой артиллерийской батареей, включающей 105-мм пехотную гаубицу, 40-мм пушку, 20-мм пушки «Вулкан» и «Миниганы». Стрельба из бортового оружия «Ганшипа» ведется не как обычно – по курсу самолета, а перпендикулярно относительно направления полета.

В 1970–1971 гг. была создана малокалиберная модификация «Минигана» под патрон калибра 5,56 мм. Пулемет ХМ214 также имел внешний электрический привод, обеспечивавший темп стрельбы 2000–3000 выстрелов в минуту и напоминал уменьшенную копию M134. Однако этот образец не оказался таким удачным, как его прототип, и не получил дальнейшего развития.

Установка пулемета М134 «Миниган» на катере сил специальных операций
Установка пулемета М134 «Миниган» на катере сил специальных операций

Схема «Минигана» с вращающимся блоком стволов использовалась для создания модулей пулеметов более крупного калибра. В середине 1980-х годов «Дженерал электрик» разработала новый авиационный многоствольный пулемет калибра 12,7 мм, получивший обозначение Gecal-50. Пулемет разработан в двух вариантах: в шестиствольном (базовом) и трехствольном. Максимальный темп стрельбы – 4000 выстрелов в минуту при звеньевой подаче и 8000 – при беззвеньевой. Стрельба ведется стандартными 12,7-мм американскими и натовскими патронами с осколочно-фугасно-зажигательными, бронебойно-зажигательными и практическими пулями. В отличие от «Минигана» Gecal-50 используется не только для вооружения вертолетов, но и наземных боевых машин.

В СССР для замены крупнокалиберного пулемета А-12,7, с начала 1950-х являвшегося единственным образцом стрелкового вооружения вертолетов (Ми-4, Ми-6, Ми-8 и Ми-24А), конструкторами ЦКИБ СОО Б.А. Борзовым и П.Г. Якушевым был создан новый многоствольный пулемет. Образец, получивший обозначение ЯкБ-12,7, поступил на вооружение в 1975 году.

ЯкБ-12,7, как и «Миниган», имел вращающийся блок из четырех стволов, обеспечивающий темп стрельбы 4000–45000 выстрелов в минуту. Для пулемета были разработаны специальные двухпульные патроны 1СЛ и 1СЛТ, однако для стрельбы можно использовать и обычные 12,7-мм боеприпасы с пулями Б-32 и БЗТ-44. ЯкБ-12,7 мог устанавливаться в носовых подвижных установках НСПУ-24 боевых вертолетов Ми-24Б, В и Д, а также в подвесных установках ГУВ-8700 (Ми-24, Ка-50 и Ка-52).

Другим отечественным аналогом М134 «Миниган» стала разработка Тульского конструкторского бюро приборостроения – 7,62-мм четырехствольный пулемет ГШГ-7,62 (ТКБ-621). Несмотря на меньшее число стволов, пулемет имел более высокий темп стрельбы, чем M134, при примерно такой же массе. ГШГ используется для вооружения вертолетов Ми-24, Ка-50, Ка-52 в составе подвесных установок ГУВ-8700, а также на вертолете огневой поддержки Ка-29.

Стрельба из «Минигана» с вертолета через дверной проем
Стрельба из «Минигана» с вертолета через дверной проем

Сегодня пулеметы уступили свое место на борту боевых вертолетов автоматическим пушкам калибра 25–30 мм, часто унифицированным с пушечным вооружением боевых машин пехоты. Это связано с тем, что для поражения на поле боя бронированной техники противника вертолетам огневой поддержки требовалось более мощное оружие, чем пулеметные установки. В тактике действий армейской авиации появились новые понятия: «воздушный бой между вертолетами», «воздушный бой между вертолетом и самолетом», что также требовало увеличения огневой мощи вертолетов.

Однако говорить о кончине авиационного пулеметного вооружения еще рано. Существует несколько областей боевого использования многоствольных авиационных пулеметов, где им нет конкуренции.

Во-первых, это вооружение авиации сил специального назначения, предназначенной для решения разведывательных, диверсионных, поисково-спасательных и антитеррористических операций. Легкий многоствольный пулемет калибра 7,62–12,7 мм – здесь идеальное и высокоэффективное средство для борьбы с незащищенной живой силой противника и для задач самообороны. Поскольку операции такого рода часто проводятся в тылу противника, немаловажное значение имеет и взаимозаменяемость боеприпасов авиационного и пехотного оружия.

Вторая задача – самооборона. С этой целью пулеметами вооружаются транспортно-десантные, многоцелевые, разведывательные, поисково-спасательные вертолеты, для которых огневая поддержка не является главной задачей. Многоствольные пулеметы могут использоваться не только в авиации, но и на наземных машинах (зенитная система «Авенджер» с 12,7-мм пулеметом Gecal-50), а также для защиты кораблей и судов.

И, наконец, многоствольный пулемет с успехом может быть применен для установки на легких учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетах, несущих ограниченную боевую нагрузку. Кстати, многие развивающиеся страны, не имеющие возможности приобретать современные дорогостоящие боевые самолеты, проявляют большой интерес к закупке таких самолетов. Оснащенные легким вооружением, они используются в качестве истребителей и штурмовиков.

Сравнительные тактико-технические характеристики пушки М61А1 и пулемета М134 «Миниган»:

ХарактеристикаМ81А1 «Вулкан»M 134 «Миниган»
Год принятия на вооружение19581964
Калибр, мм207,62
Число стволов66
Начальная скорость снаряда (пули), м/с1030869
Масса снаряда (пули), г7009,3
Дульная энергия, кДж533,51
Масса секундного залпа, кг/с120,62
Темп стрельбы, в/мин72002000–4000
Удельная мощность, кВт/кг55,814,8
Масса, кг11415,8
Живучесть (кол-во выстрелов)50 000100 000

Илья Шайдуров
«Солдат удачи» № 2-2000


ОТ РЕДАКЦИИ

У неискушенного читателя может сложиться мнение о том, что Россия отстает от Запада в области создания многоствольного скорострельного стрелкового оружия. Однако это далеко не так. Еще в 1937 году на Ковровском оружейном заводе было развернуто серийное производство 7,62-мм одноствольных пулеметов Савина–Норова, производивших 3000 выстрелов в минуту. Одноствольный 7,62-мм пулемет, разработанный конструктором Юрченко и выпущенный на том же заводе небольшой серией, имел темп стрельбы 3600 выстрелов в минуту.

Авиационны пулемет ШКАС
Авиационны пулемет ШКАС

Во Второй Мировой войне в немецкой армии использовался пехотный пулемет MG-42, темп стрельбы которого составлял 1400 выстрелов в минуту. Состоявший тогда же на вооружении Красной Армии 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС позволял делать 1600 выстрелов в минуту. Популярности этого пулемета способствовали напористость его авторов и личная к ним симпатия Сталина и Ворошилова. На самом деле пулемет ШКАС не самый лучший скорострельный пулемет тех времен. По схеме автоматики – самый обычный, но форсированный до предела образец. Скорострельность его сдерживалась проблемой «распатронирования» («Распатронярование» – демонтаж или деформация патрона в результате ударов и инерционных перегрузок при движении его в пределах оружия.). В отличие от ШКАСа, пулеметы Савина–Норова и Юрченко конструировались с учетом высокого темпа стрельбы, и проблема «распатронирования» их практически не касалась.

К началу Второй Мировой авиационное вооружение калибра 7,62 мм было признано неэффективным. На советских истребителях той эпохи устанавливались автоматические пушки калибров 23, 37 и 45 мм. Самолеты немецкого «Люфтваффе» имели на вооружении три типа мощных 30-мм пушек. Американские истребители «Кобра» – 37-мм автоматическую пушку.

«Шквальный» пулемет Слостина
«Шквальный» пулемет Слостина

Многоствольное оружие, отличающееся вращающимся блоком стволов, было создано еще в середине XIX века американцем Гатлингом. По прошествии времени стрелковое оружие типа гатлинговского было возрождено советскими конструкторами в середине тридцатых годов, в частности ковровским оружейником И.И. Слостиным. В 1936 году был создан 7,62-мм пулемет с восьмиствольным блоком стволов, который вращался отводимыми из стволов газами. Темп стрельбы пулемета Слостина достигал 5000 выстрелов в минуту.

В то же время тульский конструктор М.Н. Блюм разработал пулемет с блоком из 12 стволов. Советские образцы многоствольного оружия отличались тем, что вместо внешнего ручного или электрического привода они приводились в действие пороховыми газами, отводимыми из каналов стволов. Тогда это направление нашими конструкторами было заброшено, поскольку военные не проявили к нему интереса.

Во второй половине пятидесятых годов в НИИСПВА (НИИ стрелково-пушечного вооружения авиации) был получен американский открытый журнал с кратким сообщением о некоем опытном американском образце 20-мм оружия. Там же сообщалось, что при стрельбе очередями отдельные выстрелы совершенно не различимы. Эту информацию расценили как зарубежную попытку возрождения системы Гатлинга на современном уровне. Советские оружейники – конструктор Василий Петрович Грязев и ученый Аркадий Григорьевич Шипунов, тогда двадцатишестилетние ведущие инженеры, а ныне академики и профессора, приступили к созданию отечественного аналога. При этом теоретически обосновали, что такое оружие с газоотводным приводом автоматики будет много легче американского электроприводного. Практика доказала справедливость этого предположения.

Из Вьетнама поступила трофейная американская авиапушка «Вулкан» (20 мм). На опыте убедились, что по сравнению с нашей, более мощной шестиствольной АО-19 (23 мм) американский «Вулкан» выглядел громоздким крокодилом.

В.П. Грязев и А.Г. Шипунов разрабатывали новые образцы 23-мм и 30-мм многоствольных пушек, создавая различные их варианты – авиационные, морские и сухопутные возимые.

Авиационный пулемет ГШГ-7,62
Авиационный пулемет ГШГ-7,62

Под 7,62-мм винтовочный патрон в СССР создан лишь один вертолетный четырехствольный электроприводной пулемет – ГШГ-7,62. Единоличным конструктором его является друг юности автора настоящей экспертной оценки, Евгений Борисович Глаголев, ведущий конструктор тульского КБП.

К созданию пехотного варианта подобного оружия военные заказчики интереса так и не проявили.

Рекордная разработка оружия с вращающимся блоком стволов принадлежит старшему инженеру НИИ-61 Ю.Г. Журавлеву. Его макет 30-мм авиапушки с приводом шестиствольного блока реактивным двигателем показал темп стрельбы 16 тысяч выстрелов в минуту! Правда, блок стволов не выдержал такого режима. Центробежная сила раскручиваемого блока разорвала его уже на 20-м выстреле.

Наряду с этим хочется отметить, что мнение редакции журнала не во всем совпадает с мнением автора статьи.

Эксперт-консультант
Дмитрий Ширяев


  • Статьи » Пулеметы
  • Mercenary51460

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль