Многоцелевая мина МС-4 (Советские и Российские мины)

Многоцелевая мина МС-4

Вообще-то в Руководстве по этой мине она именуется "Мина-сюрприз МС-4", однако вследствие многообразия возможностей ее использования ее следует отнести к категории многоцелевых мин.

Мина предназначена для использования в качестве мины-ловушки, в качестве устройства неизвлекаемости для мин других типов (противопехотных, противотанковых, объектных), в качестве объектной мины, в качестве противотранспортной мины.

Однако вследствие очень небольших габаритов (15.9 х 9.2 х 3.1 см) и весьма небольшого заряда ВВ (120гр.), именно как мина МС-4 может использоваться в роли мины-ловушки, устройства неизвлекаемости противопехотных и противотанковых мин. При использовании МС-4 в качестве объектной или противотранспортной мины необходимо ее усиление более или менее значительным зарядом ВВ и в таких случаях ее скорее можно называть взрывателем или взрывным устройством, т.к. взрыв заряда самой МС-4 играет роль детонатора для основного взрывного заряда.

Для выполнения возлагаемых на мину задач она оснащена следующими датчиками цели:

  • наклонный датчик - срабатывает при наклоне мины более чем на 20 градусов в любом направлении или резком смещении мины в любую сторону;
  • вибрационный датчик - срабатывает от вибрации, вызванной движением транспортного средства, колебаний мины, вызванных попыткой сдвинуть ее с места, взять ее, прикрепить к ней что-либо.
  • таймер - срабатывает по истечении заданного промежутка времени в пределах 15 мин -360 час. Отсчет времени дискретный и определяется типом установленного металлоэлемента. Точность невысока, т.к. значительно зависит от температуры окружающей среды.

Выбор характера использования мины осуществляется за счет установки поворотного трехпозиционного переключателя-контактора, расположенного под крышкой мины, в определенную позицию и установкой положения таймера.

  1. Режим объектной мины. Включен таймер (позиция переключателя на среднем контакте).
  2. Режим мины-ловушки. Включен таймер в режиме механизма дальнего взведения и наклонный датчик (позиция перключателя красный кружок) или включен вибрационный датчик (позиция переключателя - зеленая волнистая линия).
  3. Режим противотранспортной мины. Включен таймер в режиме механизма дальнего взведения и вибрационный датчик (позиция переключателя -зеленая волнистая линия).

Доступ к устройствам мины, источнику питания, детонатору и заряду осуществляется при открывании крышки мины, находящейся с торцевой стороны мины и запираемой на два замка ящичного типа. После выбора режима и включения мины ( время дальнего взведения -10-20 минут) и закрытия крышки мина становится необезвреживаемой и при попытке открыть крышку взрывается.

Устройств самоликвидации по времени ( за исключением режима объектной мины) мина не имеет.

При использовании в качестве устройства неизвлекаемости мина МС-4 прикрепляется (приклеивается или привязывается) к противотанковой или противопехотной мине так, что при попытке снятия мины с места установки деминер неизбежно наклонит мину, либо переместит с некоторым ускорением. Вследствие этого происходит взрыв мины МС-4, что в свою очередь приводит к детонации основной мины.

Этот же режим используется, когда МС-4 используется в качестве мины-ловушки. В этом случае она крепится к предмету, которым попытается воспользоваться солдат противника (оружие, предметы обихода, входные двери и люки, ящик стола и т.п.).

При использовании в качестве противотранспортной МС-4 укладывается внутрь или на поверхность достаточно мощного заряда ВВ, который в свою очередь помещается под дорожное (железнодорожное) полотно, взлетно-посадочную полосу. Для срабатывания вибрационного датчика достаточно сотрясения плотного грунта при движении легкового автомобиля. Однако надежность МС-4 в этом качестве не высока, т.к. она не имеет никаких устройств, позволяющих отрегулировать момент срабатывания, и она может взорваться преждевременно, например, перед тяжелым грузовиком или бронетранспортером или вследствие разрывов иных боеприпасов на грунте. Взрыв перед поездом происходит  при приближении поезда на 30-40 метров, что, впрочем, н спасает поезд от крушения из-за разрушения железнодорожного полотна.

Срок боевой работы мины ограничивается работоспособностью источника питания, но не менее 1 месяца. В нормальных условиях окружающей среды и свежем источнике питания срок боевой работы 3-4 месяца. Это гарантийный срок. Реально же такие мины работают по году и более.

Тактико-технические характеристики мины  МС-4
Тип мины........................................................    фугасная мина-ловушка, противотранспортная, объектная, устройство неизвлекаемости
Корпус............................................................    металл
Масса..............................................................    410 гр.
Масса заряда ВВ (тротил прессованный)...........    120 гр.
Длина..............................................................    15.5 см.
Ширина............................................................    9.2 см.
Высота.............................................................    3.1 см.
Чувствительность датчиков
                                         наклонного..............    20 градусов
                                         вибрационного.........    0.5 м.
Диапазон установки таймера (дискретный).........    15 мин - 360 часов
Время боевой работы........................................    1- 3 месяца (до 6 мес. макс.)
Источник тока...................................................    Батарея ПМЦГ-63
Температурный диапазон применения................    -20 - +50 градусов.
Время дальнего взведения................................    10-20 мин.
Неизвлекаемость...............................................    да
Необезвреживаемость........................................    да
Самоликвидация/самонейтрализация.................    нет/разряд батареи питания

Корпус мины окрашивается в матовый оливково-зеленый цвет. Никакой маркировки на корпус не наносится. Возможно наличие чернильных треугольных печатей небольшого размера с буквами ОТК и технологических пометок. Некоторые серии мин могут на боковых стенках иметь металлические петли для закрепления мины на объекте или заряде ВВ.

Заметки на полях. Не раз и не два приходилось читать в правилах обезвреживания противотанковых и противопехотных мин (написаных к сожалению, людьми в целом знающими и опытными), что после обнаружения мины следует снять маскирующий слой грунта, осмотреть мину с о всех сторон и ощупать ее с боков и снизу на предмет наличия элементов неизвлекаемости.

Эти специалисты или же не знают о существовании мин типа МС-4, или же к своей задаче отнеслись легкомысленно и халатно, и просто механически скопировали текст из ветхозаветных правил времен начала Второй Мировой войны.

Эта ловушка (а это не единственная пакость, придуманная с целью не допустить разминирования) не оставляет никому никакой надежды снять противотанковую или другую мину. Нередко МС-4 просто-напросто приклеивают эпоксидкой к днищу мины.

А правила действий в таких случая простые - взорвать обнаруженную мину накладным зарядом. Ну а если пришла в голову фантазия украсить свою походную палатку абажуром из корпуса противотанковой мины, то зацепи эту мину кошкой с веревкой и метров с тридцати из надежного укрытия сдерни мину с места, и протяни ее по земле метров пять. Потом покури с полчаса.

А вот затем уж можно отвинчивать взрыватель, моля Бога при этом, что под ним не прячется оптический датчик, который взорвет мину, как только увидит свет. Изготовить же такой датчик может за 5 минут любой боец, умеющий пользоваться паяльником и отличающий резистор от транзистора.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

  • Статьи » Мины
  • Mercenary131330

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль