Борьба за превосходство в воздухе
21 августа 1912 года в Одессе в семье мастерового Эммануила Нудельмана родился долгожданный сын, которого назвали Сашей. Он стал шестым ребенком в большой семье небогатого одессита. Всех детей семейства Нудельманов отличало врожденное умение рисовать, чертить, придумывать, а затем самим делать себе и младшим разнообразные игрушки. Временами гостеприимный дом Нудельманов превращался в своеобразное конструкторское бюро, где все без исключения что-либо строили или ремонтировали...
Еще в институтские годы Александра Нудельмана, одного из самых способных студентов с явной изобретательской жилкой, заметил другой талантливый одессит - Яков Таубин, вскоре ставший руководителем конструкторского бюро (КБТ). Это бюро занималось проектированием систем автоматических гранатометов и авиационного стрелково-пушечного вооружения. В июне 1934 года Нудельман завершил учебу в Одесском индустриальном институте, и Яков Григорьевич Таубин предложил ему переехать для работы в Москву. С этого времени вся дальнейшая жизнь Александра Нудельмана, со всеми ее проблемами и радостями, была связана со становлением и развитием опытно-конструкторского бюро № 16 (ОКБ-16), как стало называться КБТ с 1937 года.
В конструкторском бюро Таубина Нудельман сразу же включился в работу конструкторской группы по проектированию гранатометного комплекса АГ-2. Параллельно с созданием автоматического гранатомета в конце тридцатых годов ОКБ-16 работает над целым рядом образцов авиационного стрелково-пушечного и зенитного вооружения, в том числе над 23-мм авиационной пушкой МП-6 (ПТБ-23), 12,7-мм авиационным пулеметом АП-12,7 и рядом других проектов.
Перед началом Великой Отечественной войны Советское правительство уделяло самое серьезное внимание развитию и совершенствованию пушечного вооружения самолетов как одного из важнейших средств завоевания нашей авиацией господства в воздухе. За значительный вклад в укрепление обороноспособности страны в ноябре 1940 года группа сотрудников ОКБ-16, успешно работавшая над созданием новых образцов вооружений, была награждена орденами и медалями СССР. Среди награжденных был и А. Нудельман.
После неожиданного ареста Я. Таубина в мае 1941 года руководство ОКБ-16 с одновременным совмещением должности главного конструктора принял на себя Александр Эммануилович Нудельман, проработавший в этом качестве почти пятьдесят лет.
Нудельману сразу же пришлось заниматься решением сложнейших задач, стоявших перед конструкторами авиационного вооружения. От их решения во многом зависело завоевание советскими ВВС господства в воздухе, жизненно необходимого для поддержки боевых действий сухопутных войск. Новое вооружение истребителей должно было обеспечить увеличение эффективности огня при большей дальности стрельбы и создать летчику необходимые условия для уничтожения самолетов противника. А для повышения эффективности поражения наземных целей, особенно бронетехники, необходимо было увеличить калибр авиационных пушек. Требовалось создать принципиально новое вооружение, превосходящее по своим тактико-техническим характеристикам все типы пушек, состоявших на вооружении ВВС развитых капиталистических стран, и особенно фашистской Германии.
Первой самостоятельной работой Нудельмана стало создание 37-мм авиационной пушки НС-37.
Еще в апреле 1941 года конструкторы ОКБ-16 Нудельман, Суранов, Жирных, Неменов, Лунин и Бундин приступили к проектированию 37-мм пушки, получившей первоначально индекс 11 П-37. Проект авиационного орудия был утвержден 15 июня 1941 года. При создании этой пушки оружейники ОКБ-16 воспользовались большим опытом и многочисленными наработками, полученными в 1938 - 1940 годах во время разработки в ОКБ-16 другой авиационной пушки МП-6 (ПТБ), в которой механизм прямой подачи патрона с одновременным съемом звена был сконструирован Нудельманом.
Автоматика пушки НС-37 (11 П-37) работала за счет энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Канал ствола запирался продольно-скользящим поршневым затвором. После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливался на шептале в крайнем заднем положении, что исключало возможность самовоспламенения заряда в патроннике от нагревшегося во время стрельбы ствола. Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты. Масса авиапушки НС-37 в моторном варианте - 171 кг, в крыльевом - 160 кг. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью с темпом стрельбы 240 - 260 выстр/мин.
Первый опытный образец пушки 11 П-37 был готов 27 июля 1941 года. В августе 1941 года конструкторы ОКБ-16 произвели отладку и заводские испытания опытного образца. 9 сентября 1941 года этот же образец пушки был установлен на самолете-истребителе ЛаГГ-3 для государственных испытаний, которые завершились в марте 1942 года. Автоматика новой авиационной пушки работала надежно, живучесть оружия была высокой. Основой этих качеств пушки явились хорошая ориентация узла запирания в ствольной коробке, оптимальные скорости подвижных частей, плавная подача патронной ленты и использование гидротормоза отката и наката ствола.
Пушка 11 П-37 монтировалась в развале двигателя и жестко крепилась к редуктору, что существенно уменьшило влияние выстрела на устойчивость истребителя, так как импульс отдачи при выстреле поглощался массой двигателя и пушки, связанных в одно целое. Однако проблему отдачи пушки так до конца решить не удалось, поскольку для 37-мм автоматической авиационной пушки средняя сила отдачи составляла примерно 2230 кг, а в момент удара затвора о затыльник она достигала 7500 кг. Существенная отдача ощущалась как во время окончания отката ствола, так и в конце наката затвора. И здесь необходимо отметить, что, например, при стрельбе из этого орудия, установленного на самолете-истребителе Як-9, при скоростях до 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а прицельного огня удавалось добиться только во время первого выстрела, при последующих - рассеивание снарядов было очень велико.
30 марта 1942 года ВВС решили провести повторные летные испытания пушки Нудельмана 11 П-37. Одновременно с этим перед ОКБ-16 была поставлена задача переделать пушку 11 П-37 под патрон с новой гильзой без бурта, т. е. под патрон 37-мм авиапушки Шпитального Ш-37. В течение трех месяцев конструкция была переработана и изготовлен новый образец орудия под патрон Ш-37.
Летом 1942 года прошли государственные испытания нового образца пушки. Они проводились на самолетах-истребителях ЛаГГ-3 - на Калининском фронте и Як-9Т - на Центральном фронте. 30 декабря 1942 года пушку приняли на вооружение под индексом "37-мм авиационная пушка Нудельмана-Суранова - 37 (НС-37)".
Производство пушек НС-37 осуществлялось Ижевским машиностроительным заводом № 74. К 7 ноября 1942 года уже была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37. В 1943 году было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек, в 1944-м - 890 моторных и 197 крыльевых пушек, в 1945-м - еще 977 пушек. Всего советские ВВС получили в годы войны 6833 пушки НС-37 всех модификаций.
Создание мощной скорострельной 37-мм авиационной пушки НС-37 в разгар войны и быстрое освоение ее в серийном производстве сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе. Эффективность действия крупнокалиберных авиационных пушек Нудельмана калибра 37 мм в боевой обстановке очень высоко оценивалась фронтовиками. Вот отрывки из отзывов, присланных в ОКБ-16 в 1943 году, после появления на фронте самолетов с пушками НС-37.
"Пушка НС-37 зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. Достаточно попадания одного снаряда, и самолет противника падает отдельными обломками на землю. В эксплуатации пушка проста, мало загрязняется и не имеет задержек в стрельбе, отлично показала себя в боях... Командир 133-го гв. ИАП гвардии майор Товсташай".
"Весь личный состав части благодарит конструкторов за новое оружие... Только за 4 дня боев на самолетах Як-9Т, вооруженных вашим оружием, летчики нашей части сбили 49 самолетов противника, потеряв при этом всего лишь 4 самолета... Герой Советского Союза подполковник Ф.И.Шинкаренко".
Уже после войны в своих мемуарах Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Ф. Шинкаренко, в годы войны командовавший 42-м истребительным авиационным полком, вспоминал: "По замыслу конструкторов 37-мм пушка предназначалась для борьбы с бомбардировщиками противника, вести из нее огонь по истребителям было труднее: цель меньше и увертливее. Но на Северо-Западном фронте в первые месяцы войны мы редко встречали бомбардировщики, а чаще прикрывали непосредственным сопровождением штурмовики и патрулировали над наземными войсками. Пушка на Як-9Т оказалась надежным и эффективным оружием против вражеских истребителей. Счет сбитых самолетов открыли Тихонов, Легчаков, Герман и Канданов... Группа взлетела в 14.45, как значилось в штабном журнале. А в 15.33 Тихонов доложил: "Огнем из пушки сбито четыре Ме-109. У нас потерь нет". Так было положено начало широкому использованию 37-мм пушки против истребителей. Это повлекло за собой некоторые изменения тактики воздушного боя. Раньше, имея на вооружении только пулеметы и 20-мм пушки, мы стремились сблизиться с противником, открывали огонь с коротких дистанций, почти в упор. Теперь появилась возможность уверенно поражать вражеские самолеты с расстояния в несколько сот метров. Одного-двух снарядов было достаточно, чтобы фашистский истребитель загорался или буквально разваливался на части... победа над "фоккерами" имела большое психологическое значение. Она убедила летчиков, что наши Яки не только не уступают, но по некоторым качествам превосходят новейший немецкий истребитель. Пушка Нудельмана выдержала еще одну серьезную поверку в бою".
Наряду с истребителями 37-мм пушка Нудельмана отлично проявила себя и в штурмовой авиации. Двухместные самолеты Ил-2 с пушками НС-37 с большой боевой эффективностью впервые были использованы для борьбы против скоплений вражеских танков и мотопехоты на Курской дуге летом 1943 года.
За разработку пушки НС-37 конструкторам А. Нудельману, А. Суранову, М. Бундину, Г. Жирных и рабочему Б. Исакову в 1943 году была присуждена Сталинская премия второй степени.
Успешное использование в воздушных боях 37-мм авиапушек НС-37 привело конструкторов к мысли о целесообразности разработать еще более мощную крупнокалиберную пушку для стрельбы с истребителей на большую дальность. После совещания 5 июля 1943 года у Сталина с участием руководителей Наркомата вооружения, ВВС и конструкторов самолетов, авиационных пушек и прицелов вышло постановление ГКО о разработке более мощных авиапушек калибров 45, 57 и 76 мм - для действия по наземным бронированным целям и по воздушным - с больших дистанций. Задание было выдано двум конструкторским бюро - ОКБ-15 (Шпитального) и ОКБ-16 (Нудельмана), а уже через год по результатам испытаний артсистем и боеприпасов к ним на вооружение была принята 45-мм авиационная пушка Нудельмана НС-45.
Разработка новой 45-мм пушки, получившей индекс НС-45, в столь сжатые сроки, обеспечение работоспособности ее автоматики и живучести являлись крайне непростой задачей, хотя в ее конструкции и была использована система автоматики пушки НС-37. Главная трудность состояла в создании ствола калибра 45 мм, который проходил бы через втулку винта серийного авиационного двигателя ВК-105 или ВК-107, устанавливавшихся на самолетах-истребителях Як-9. Создание подобного ствола было основным требованием главных конструкторов самолета и двигателя, так как переделка редуктора двигателя в условиях военного времени была чрезвычайно сложным делом и требовала много времени. И такой ствол благодаря усилиям конструкторов пушки и технологов Ижевского машиностроительного завода удалось создать. Масса новой 45-мм пушки составляла 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выстр/мин. Питание пушки НС-45 осуществлялось из металлической звеньевой ленты.
Пушку НС-45 установили на истребитель Як-9К. Этот самолет, располагая таким мощным оружием, отлично проявил себя в заключительном периоде Великой Отечественной войны. Как в воздушных боях, так и при атаках наземных целей 45-мм авиапушки НС-45 показали очень высокую боевую эффективность.
В начале 1945 года две пушки НС-45 были установлены на самолете-штурмовике Ил-2 под консолями крыла, самолет с этими пушками прошел летные испытания, но серийно не строился в связи с окончанием войны.
Выполнение большого комплекса работ по созданию авиационных пушек в соответствии с постановлением ГКО подняло на новый уровень вооружение советских самолетов, обогатило отечественную технику опытом создания высокоэффективной воздушной артиллерии.
Близкие перспективы качественного изменения военной авиации, в частности, создание реактивных истребителей, выдвигали задачу облегчения авиационного оружия; а скоротечность боя скоростных истребителей требовала роста скорострельности оружия и увеличения боекомплекта. Поэтому уже в 1943 году конструкторское бюро А. Нудельмана начало работу над новым комплексом "боеприпас - оружие", состоявшим из легкой 23-мм авиационной пушки НС-23 и патрона с уменьшенной начальной скоростью снаряда. Нудельман, Грибков и Лебедев разработали к этому орудию совершенно новый патрон на базе гильзы 14,5-мм штатного противотанкового патрона, переобжав его под калибр 23 мм.
Наземные государственные испытания авиапушек НС-23 закончились 4 мая 1944 года, а 7 июня 1944 года завершились и их летные испытания на истребителях Як-9. 10 октября 1944 года решением Государственного комитета обороны авиапушка НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение и поставлены на серийное производство. Пушки НС-23 выпускались в двух вариантах: НС-23КМ - крыльевая, моторная и НС-23с с синхронным механизмом.
Работа автоматики пушки НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание ленточное. Масса пушки НС-23 составляла 37 кг, а ее темп стрельбы - 600 выстр/мин. В боекомплект пушки входил осколочно-зажигательный снаряд и бронебойно-зажигательный снаряд.
С октября 1944 года на вооружение штурмовых авиационных полков стали поступать новые штурмовики Ил-10. Четыре пушки НС-23 с общим боезапасом 600 патронов, как и старое стрелково-пушечное вооружение, размещались в консолях крыла. Малые масса и габариты пушки НС-23, меньшая отдача при стрельбе значительно упростили их установку на самолете и эксплуатацию. Два механика монтировали и демонтировали пушки, укладывали патронные ленты и заряжали пушки примерно за 10 мин., тогда как такая же подготовка пушки ВЯ требовала не менее 30 мин. Новое наступательное артиллерийское вооружение позволило штурмовику увеличить мощность секундного залпа в 1,5 раза и, главное, улучшить точность стрельбы. Летные испытания показали, что при стрельбе в воздухе одновременно из всех четырех пушек отдача не влияет на устойчивость самолета и прицельность стрельбы.
Вскоре штурмовики Ил-10 с четырьмя крыльевыми пушками НС-23КМ стали поступать в части ВВС и принимать участие в разгроме врага. Особенно значимым стало их участие в битве за Берлин.
В 1944 году за создание новых образцов авиационного вооружения высшую награду Советского Союза - орден Ленина получили руководители ОКБ-16 - А. Нудельман и А. Суранов.
По просьбе знаменитого советского авиаконструктора С. Лавочкина коллектив оружейников ОКБ-16 под руководством А. Нудельмана в 1946 году разработал синхронный вариант пушки НС-23с для стрельбы с самолета-истребителя Ла-9 через плоскость, ометаемую винтом. Дело в том, что истребитель Ла-9 имел двигатель воздушного охлаждения и позволял только такое размещение пушек (их было решено поставить четыре), при котором траектория снарядов пересекала плоскость быстровращающегося трехлопастного винта. Поэтому синхронизация момента выстрела в каждой пушке с положением лопастей винта становилась ключевой задачей конструирования такой беспрецедентной, сопряженной с большим риском схемы вооружения. Безопасность самолета могла быть обеспечена только при абсолютно надежной и точной работе специального механизма, управляющего стрельбой в зависимости от положения вращающегося винта. Конструкторам ОКБ-16 удалось успешно справиться с поставленной задачей.
Всего с 1944 по 1953 год Ковровский оружейный завод № 2 и Тульский завод № 535 выпустили 28479 пушек НС-23 всех модификаций.
Пушками НС-23 наряду с самолетами-штурмовиками Ил-10 и винтомоторными истребителями Ла-9 и Ла-11 вооружались также и первые советские реактивные истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-15.
26 июня 1946 года Нудельману, Суранову, Рихтеру, Лебедеву, Грибкову и Бундину была присуждена Государственная премия СССР за разработку пушки НС-23 и 23-мм патрона.
Творческая деятельность конструкторских коллективов советских оружейников на заключительном этапе Великой Отечественной войны находилась на крутом подъеме. Успешное создание патрона и пушки НС-23 подтвердило необходимость проведения такой же работы над патроном и пушкой калибра 37 мм.
Уменьшение начальной скорости 37-мм снаряда в новом патроне по сравнению с патроном пушки НС-37 должно было привести к очень существенному изменению его габаритов, а, следовательно, и к уменьшению габаритов, массы, отдачи самого оружия и к увеличению скорострельности. К этой работе в ОКБ-16 приступили еще в конце 1943 года. Разработка нового боеприпаса и звена для него была проведена Нудельманом и Грибковым, что позволило ускорить и саму разработку пушки. Ведущим конструктором пушки и звена был назначен Неменов, а его помощником Лунин.
Новая пушка Н-37 выгодно отличалась от пушки НС-37. Масса ее патрона снизилась почти в полтора раза, в полтора раза уменьшилась масса самой пушки и почти вдвое возросла скорострельность.
Работа автоматики авиапушки Н-37 была основана на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Канал ствола запирался затвором поршневого типа. Перезаряжание пневматическое. Масса пушки 96 кг. В боекомплект авиапушки Н-37 входили бронебойно-зажигательно-трассирующий и осколочно-зажигательно-трассирующий снаряды.
В конструкции нового орудия значительно снизилось силовое воздействие выстрела на самолет. Стала реальной возможность вооружить и будущие легкие реактивные истребители мощным артиллерийским оружием.
Первые летные испытания и первые стрельбы в воздухе из пушки Н-37 были проведены также на самолете-истребителе Як-9. Первым серийным самолетом, на котором устанавливалась 37-мм авиапушка Н-37, стал реактивный истребитель МиГ-9. При испытаниях пушки Н-37 на МиГ-9 в 1947 году конструкторы ОКБ-16 впервые столкнулись с совершенно неожиданной проблемой: при стрельбе в воздухе из пушек Н-37, расположенных в носовой части самолета, двигатели самолета глохли. Необходимо было устранить негативное влияние стрельбы на работу двигателя самолета. Теоретическое решение этой проблемы было найдено в ОКБ-16 Б. Орловым: на самолете МиГ-9 пушку установили так, что ее ствол оказался в центре воздухозаборника двигателя. Вскоре пушки Н-37 стали монтировать на новых реактивных истребителях МиГ-15, где они, оборудованные дульным тормозом-локализатором, размещались уже вне воздухозаборника.
Развитие советской бомбардировочной авиации и необходимость совершенствования ее оборонительного вооружения предъявили к пушкам НС-23 требования большей универсальности и симметричного двустороннего механизма подачи патронной ленты. Уже в декабре 1946 года в ОКБ-16 был проработан первый набросок макетного образца подобной 23-мм пушки, получившей в скором времени название НР-23 (Нудельман-Рихтер), приспособленной как для неподвижных, так и подвижных установок.
НР-23 была предназначена для замены 20-мм авиапушки Б-20 при переводе оборонительной системы тяжелого бомбардировщика Ту-14 на калибр 23 мм. Новая пушка создавалась на базе НС-23. Путем введения в автоматику нового элемента - ускорителя наката затвора - удалось значительно повысить ее темп стрельбы - до 850 - 950 выстр/мин. Двусторонний механизм подачи патронной ленты существенно упростил установку авиапушки НР-23 на самолет, сделав ее универсальной для подвижных и неподвижных установок.
Работа автоматики пушки НР-23 была основана на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела двустороннее непрерывное ленточное питание. Боеприпасами служили патроны пушки НС-23, однако звенья патронной ленты были нового типа. Масса пушки составляла 39 кг. Впервые две пушки НР-23 установили на самолет Ла-15. Истребители Ла-15 с пушками НР-23 приняли на вооружение в 1948 году и тогда же запустили в серию, хотя сама пушка НР-23 официально была принята на вооружение только в 1950 году.
23-мм пушки НР-23 серийно производились с 1948 по 1956 год. Всего было изготовлено 70383 авиапушки.
За разработку новейшего авиационного вооружения А. Нудельману 14 марта 1951 года была присуждена Сталинская премия третьей степени.
Необходимость усиления оборонительного огня бомбардировочной авиации поставила перед советскими конструкторами задачу резкого увеличения эффективности авиационного пушечного вооружения. По результатам экспериментальных исследований эффективности штатных боеприпасов, проведенных рядом КБ и НИИ при участии Военно-воздушных сил, был выбран единый калибр для боевых самолетов - 30 мм и определены основные характеристики нового 30-мм патрона. Разработка 30-мм авиапушки велась параллельно сразу в трех КБ: ОКБ-16 (А. Нудельман), ОКБ-15 (Б. Шпитальный) и КБП (А. Волков). Пушка Нудельмана получила индекс "НР-30".
Конструкторы КБ Нудельмана стремились к тому, чтобы их пушка стала новым основным оружием советской военной авиации. При создании новой системы был использован весь многолетний опыт конструирования авиационного пушечного вооружения, опыт его эксплуатации и технологической отработки в сочетании с анализом перспектив дальнейшего развития боевых самолетов. И в этот раз была избрана схема автоматики с использованием короткого хода ствола, что обеспечило достаточно высокую скорострельность (темп стрельбы 850 - 1000 выстр/мин.) Было создано двустороннее питание с двухтактным механизмом, с растянутой по времени подачей патронной ленты. Впервые вместо пружинного накатника и гидротормоза применили газовый накатник-тормоз отката ствола, что упростило конструкцию пневмоперезарядки. По существу, в пушке НР-30 была использована новая схема автоматики с коротким ходом ствола и газоотводом. Механизм перезаряжания осуществлял теперь не только взведение, но и накат ствола сжатым воздухом. Питание осуществлялось из патронной ленты емкостью 30 патронов. Масса пушки составляла всего 66,5 кг.
Отличаясь высокой степенью конструктивной и технологической проработки, 30-мм авиапушка НР-30 стала основным оружием советских сверхзвуковых реактивных истребителей второй половины 1950-х годов (МиГ-19; Су-7Б; Су-17М).
Испытания всех трех пушек проводились на полигоне одновременно. Авиапушка конструкции Нудельмана - Рихтера НР-30 была признана лучшей. Серийное производство пушки НР-30 было освоено в 1954 году, а в 1955 году пушка принята на вооружение. НР-30 непрерывно выпускалась Ковровским заводом им. Дегтярева вплоть до 1993 года.
Можно с уверенностью сказать, что авиационная пушка НР-30 стала блестящим эпилогом в деятельности ОКБ-16, знаменуя собой окончание целой эпохи в истории развития ствольной авиационной артиллерии классического типа. Именно в конструкции авиапушки НР-30, с применением новых узлов, механизмов и новой компоновки были практически исчерпаны возможности достижения предельных характеристик в обычной схеме одноствольной автоматической пушки.
В начале 1960-х годов, с переводом ОКБ-16 на принципиально иную - ракетную тематику, начался новый этап и в жизни его начальника и главного конструктора - Александра Эммануиловича Нудельмана. За тридцать лет его работы на новом поприще из стен ОКБ-16 вышел не один десяток образцов современного вооружения, которые до настоящего времени находятся на вооружении Российской армии.
За колоссальный вклад в укрепление обороноспособности страны бессменный (в течение почти полувека) руководитель ОКБ-16 Александр Эммануилович Нудельман был дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. До самых последних минут жизни конструктор не бросал дело своей жизни. Скончался он в 1996 году на восемьдесят четвертом году жизни, и с почестями похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.
Сергей Монетчиков
Братишка 03-2004
- Статьи » Оружейники
- Mercenary112140
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи