Противотанковая мина Рампен мина (Rampenmine (Ramp.Mi.)) (Мины Германии)

Противотанковая мина Рампен мина (Rampenmine (Ramp.Mi.))

В советских источниках эта мина именуется как "Германская аппарельная мина". Она предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетранспортеров, колесных и гусеничных тягачей (тракторов) и легких танков.

Была принята на вооружение Вермахта не позднее осени 1939 года в качестве вспомогательной мины (Behelfsmine). Использовалась на протяжении всей Второй Мировой войны. Изготавливалась в саперных батальонах из досок с использованием станадартных подрывных зарядов Geballte Ladung 3 kg (вес заряда 2.99 кг. тротила или пентрита) или Sprengbuchse 24 (вес заряда 0.988 кг.) и стандартных взрывателей нажимного действия D.Z.35.

Для одной мины использовалось три заряда и три взрывателя.

Исходя из ее конструкции и массы заряда эту мину следует относить к противотранспортным минам, устанавливаемых преимущественно на дорогах или узких проездах.

Противотанковая мина Рампен мина (Rampenmine (Ramp.Mi.))

Конструктивно мина представляет собой доску длиной 3 метра, с закрепленными на ней наклонно с помощью деревянных клиньев трех зарядов. Крайние заряды размещаются на расстоянии 40 см. от конца доски, а средний точно посередине длины доски. В имеющиеся в зарядах запальные гнезда ввинчены нажимные взрыватели D.Z.35.

Сверху накладывается вторая доска, одним краем опирающаяся на край нижней доски, а вторым на взрыватели. Обе доски соединены вместе с помощью гвоздей и проволоки. Около концов обеих досок в них проделаны отверстия для колышков, с помощью которых мина закрепляется на грунте.

Мина устанавливается на местности на вероятных путях движения транспорта противника так, что опущенный край верхней доски смотрит в сторону противника. Верхняя доска играет роль нажимного датчика цели. Машина противника наезжая передними колесами на верхнюю доску, давит на взрыватели, в результате чего происходит взрыв. При благоприятном попадании машины на доску крайние заряды взрываются примерно под колесами, а средний под мотором машины. Силой взрыва машина выводится из строя.

При неблагоприятном попадании машины на мину все равно взрыв происходит под одними из передних колес, выводя машину из строя, а два других заряда срабатывают впустую.

Противотанковая мина Рампен мина (Rampenmine (Ramp.Mi.))

Автомобили и колесные трактора обычно при подрыве на этой мине полностью выходят из строя или как минимум требуют капитального или среднего ремонта. Водитель и пассажиры обычно получают контузию, а часто и ранения осколками стекла, обломками разрушенных частей машины.

Гусеничные трактора (тягачи) и легкие танки типа Т-26, БТ-7, Т-50 обычно получают повреждения ходовой части и днища, препятствующие их эксплуатации без ремонта (текущий или средний ремонт).

Поскольку стандартные немецкие заряды в цинковой упаковке имеют три-пять гнезд для взрывателей или иных средств взрывания, то одно из гнезд обязательно оказывается на той стороне заряда, которая прижата к деревянному клину. Это позволяло немецким саперам, просверлив клин и нижнюю доску, устанавливать в мину дополнительный натяжной взрыватель Z.Z.35 или Z.Z.42, что делает мину неизвлекаемой.

Особенности конструкции позволяют установку этой мины только на грунт.

Вместе с тем, эту мину очень удобно использовать в качестве противотранспортной мины на дорогах с твердым покрытием. В этом случае ее можно использовать в качестве минного шлагбаума, т.е. мина укладывается (без закрепления ее колышками) перпендикулярно оси дороги за пределами проезжей части, а через дорогу протягивается веревка, которая тянется к саперу, укрывающемуся в стороне от дороги на безопасном расстоянии. При приближении машины сапер резко тянет за веревку, в результате чего мина выползает на дорогу, когда тормозить уже поздно.

Противотанковая мина Рампен мина (Rampenmine (Ramp.Mi.))

Второй вариант мины описан во французском документе под названием Mines Terrestres Allemandes изданном в январе 1940 года.

Принцип работы мины достаточно ясен из приведенного здесь рисунка из этой книги. Автор взял на себя смелость только выделить желтым цветом саму мину. Мина помещается рядом с дорогой и закрепляется колышком с одной стороны. Во второе отверстие продевается веревка, которая с использованием придорожных деревьев, либо специально вбитых колышков натягивается через дорогу на высоте примерно уровня бампера или радиатора. Таким образом, водитель мину видеть не может (поскольку ее на дороге нет), а натянутую через дорогу веревку замечает слишком поздно. Попав своей передней частью на веревку, машина сама поворачивает мину поперек дороги, наезжает на мину, взрыв.

Тактико-технические характеристики мины Ramp.Mi.
Тип мины............................................................................................    противотранспортная фугасная нажимного действия.   действия
Материал корпуса...............................................................................    дерево
Масса мины (снаряженной).................................................................    11 или 18 кг
Масса взрывчатого вещества (пентрит, тротил)....................................    3 кг или 9 кг.
Длина.................................................................................................    300 см.
Ширина...............................................................................................    40-55 см.
Высота (без учета высоты колышка)....................................................    20-26 см.
Усилие срабатывания  (по центру).......................................................    180 кг.
                                    (по краю)........................................................    60-70 кг.
Время приведения в боевое положение................................................    мгновенно после удаления предохранительных чек у всех взрывателей)
Температурный диапазон применения...................................................    -30 - +40 градусов
Применяемый взрыватель.....................................................................    D.Z.35 (3 шт.)
Взрыватель неизвлекаемости................................................................    Z.Z.35 или Z.Z.42
Обезвреживаемость..............................................................................    да/нет
Извлекаемость......................................................................................    да/нет
Время боевой работы............................................................................    3-6 месяцев

Сведений об укупорке этих мин не имеется. Мина обычно не окрашивалась и маркировки не имела, заряды имели стандартную маркировку и окрашивались в оливково-зеленый или любой иной цвет. Сведений о количестве изготовленных мин не имеется.

Заметки на полях. На взгляд автора заряды следовало бы соединять между собой детонирующим шнуром с капсюлями-детонаторами по концам, чтобы гарантировать взрыв всех зарядов, иначе не исключается, что при наезде машины на край мины или вообще ближе к одному краю сработает только один взрыватель и взорвется только один заряд. Два других могут оказаться просто значительно поврежденными и непригодными больше ни к чему. Т.е. 2 или 6 кг. взрывчатки пропадут напрасно. Да и три взрывателя на одну мину есть не самое лучшее решение, хотя и наиболее простое.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

  • Статьи » Мины
  • Mercenary31460

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль