Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Противотранспортная мина МЗД-5 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-5

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-5".

Является практически полным аналогом мины МЗД-4, отличаясь от нее использованием взрывателя ЭХВ вместо замыкателя ЭХЗ, причем ЭХВ в мине МЗД-5 используется как замыкатель, т.е. выполняет ту же роль, что и ЭХЗ.

Мина предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетехники, движущихся по дорогам, железнодорожных локомотивов на железной дороге.

Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее крайне мал, всего 400 грамм тротила, чего явно мало для выведения транспорта из строя. МЗД-5 это скорее взрывное устройство, к которому должен прилагаться дополнительный заряд ВВ массы необходимой для выполнения задачи. В зависимости от поражаемой цели дополнительный заряд может иметь массу от нескольких до нескольких десятков или даже сотен килограмм . Мина МЗД-5 просто ставится на этот дополнительный зарад ВВ и ее взрыв инициирует взрыв дополнительного заряда ВВ.

Эта мина была разработана и принята на вооружение Красной Армии летом 1941 года и применялась наряду с почти аналогичной миной МЗД-4 на протяжении всей войны преимущественно партизанами, диверсионными группами, а также при минировании железных и автомобильных дорог, аэродромов при вынужденном отходе частей Красной Армии с целью затруднения или исключения пользования дорог противником.

Противотранспортная мина МЗД-5

Конструктивно мина представляет собой деревянный ящик размером 18х14.5х10.5 см с крышкой, закрепляемой четырьмя шурупами. Внутри ящика размещаются тротиловая шашка массой 400грамм (1), электрохимический взрыватель ЭХВ (2), гальваническая батарея СБС (3).

К нижней стороне крышки с помощью металлической скобы прикреплен вибрационный замыкатель ВЗ-1 (4).

Внутренняя часть ящика разделена фанерными перегородками на два отсека. В одном отсеке размещается тротиловая шашка, во втором взрыватель ЭХВ, гальваническая батарея СБС и деревянная колодочка (5) с отверстием, предназначенная для хранения электродетонатора при транспортировании мины.

Электрохимический взрыватель ЭХВ, выполняющий в данной мине роль электрозамыкателя замедленного действия, внешне представляет собой бакелитовый (фенопластовый) пенал диаметром 33 мм. (в широкой части 75 мм.) и длиной 15.6 см.

Внутри помещается медная электролитическая ванна (1), представляющая собой отрезок медной трубки, закрытой пластмассовыми пробками с обоих концов. Она заполнена электролитом. Сквозь ванну проходит медная изолированная проволока, которая в средней своей части обнажена. Один конец этой проволоки с помощью припоя закреплен на пробке, а второй конец ее прикреплен к подпружиненному ударнику (2). В припой упирается положительный контакт электрической батареи КБ-У-1.5 (3). В расширенной части взрывателя помещается пластмассовая пластина, на которой размещены два пружинных контакта с зажимами. Провод от одного контакта проходит к электролитической ванне и припаян к ее стенке. К второму контакту прикреплена пружинистая металлическая пластинка, которая опирается на отрицательный контакт батареи. В этих двух контактах может зажиматься металлическая ламель (4) с калиброванным сопротивлением. Пенал закрывается завинчивающейся крышкой (5). С противоположной стороны в пенал ввинчивается электроконтактная пробка (6).

Противотранспортная мина МЗД-5
 

Задача взрывателя ЭХВ в данной мине состоит в том, чтобы привести мину в боевое положение через строго определенное время.

Это время может устанавливаться в пределах от 12 часов до 120 суток. Установка времени приведения мины в боевое положение осуществляется за счет подбора соотвествующего сопротивления. Комплект из 10 сопротивлений прикладывается к каждому взрывателю.

Боевая электроцепь мины включает в себя красный провод батареи СБС- зеленый провод взрывателя ЭХВ- фиолетовый провод  взрывателя ЭХВ, красноватый провод вибрационного замыкателя ВЗ-1 - бирюзовый провод вибрационного замыкателя ВЗ-1, синий провод электродетонатора - серый провод электродетонатора - синий провод батареи СБС.

В предохранительном положении боевая цепь разомкнута в двух местах - в вибрационном замыкателе ВЗ-1 и в электрокотактной пробке взрывателя ЭХВ. Как только ламель (4) будет вставлена в зажимы взрывателя, замкнется цепь взрывателя и начнется процесс растворения проволочки, находящейся в электролитической ванне, который продолжается от 12 часов до 120 суток в зависимости от выбранного сопротивления. В это время мина остается безопасной для проходящих над ней транспортных средств до тех пор, пока не истечет срок замедления и высвободившийся вследстве обрыва разъеденной электролитом проволочки ударник не замкнет цепь. С этого момента электроцепь разомкнута только в одном месте - вибрационном замыкателе.

При воздействии цели на вибрационный замыкатель ВЗ-1 (колебания почвы от движущейся машины, паровоза), его контакты начинают вибрировать, замыкаются и боевая цепь замыкается.   Электродетонатор взрывается, от него взрывается тротиловая шашка, а от нее дополнительный заряд ВВ. Цель поражена.

От автора. Почему ЭХВ называется взрывателем, а не замыкателем, хотя он играет здесь ту же самую роль, что и электрохимический замыкатель ЭХЗ, отличаясь от последнего лишь удобством пользования? Да потому, что резьба в конце ЭХВ совпадает с резьбой запалов МД-2 и МД-5М и их можно ввинчивать в ЭХВ вместо электроконтактной пробки. Пружина в ЭХВ достаточно мощная и силы ударника достаточно для срабатывания запала. Т.е. ЭХВ можно использовать не только в качестве электрозамыкателя замедленного действия, но и как простой взрыватель замедленного действия, если вставить его с запалом в гнездо подрывного заряда. Т.е. ЭХВ является более универсальным устройством нежели ЭХЗ.

Этот взрыватель был разработан М.М. Файнбергом и М.А. Проскуриным.

Тактико-технические характеристики мины МЗД-5
Тип мины............................................................................    противотранспортная
Корпус...............................................................................    дерево
Масса.................................................................................    3-5 кг.
Маса заряда ВВ (тротил).....................................................    400 гр.
Длина.................................................................................    18 см.
Ширина..............................................................................    14.5 см.
Высота...............................................................................    10.5 см.
Тип датчика цели...............................................................    сейсмический
Размеры датчика цели........................................................    диаметр 75 мм., высота 30-35 мм.
Чувствительность датчика цели по ж/д. локомотиву.............    0.5 м.
Чувствительность датчика цели по автомобилю....................    0.25 м.
Температурный диапазон применения..................................    -18 - +60 град.
Неизвлекаемость.................................................................    неизвлекаема в боевом положении
Необезвреживаемость.........................................................    необезвреживаема  в боевом положении
Самоликвидация/самонейтрализация....................................    нет / истечение срока работоспоспособности батареи питания мины  (1.5 года).
Время предохранения...........................................................    дискретное, определяется подбором сопротивлений, вставляемых в ЭХВ  в пределах от 12 час. до 4 месяцев.
Время боевой работы............................................................    1.5 года.

Противотранспортная мина МЗД-5

Мина устанавливается в грунт под дорожное покрытие на глубину не более 25 см. или под железнодорожное полотно на глубину не более 50 см.

При установке на срок более 15 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовых вод обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать утепление батареи СБС и ЭХВ. С наличием утеплителя батарея работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -15 градусов.

Обезвреживать и затем извлекать мину разрешается, если прошло не более половины срока замедления. Обезвреживание осуществляется отсоединением батареи, с последующим извлечением электродетонатора и шашки.Хотя сама мина не имеет устройств неизвлекаемости и необезвреживаемости, однако под нее или под дополнительный заряд может быть установлена мина-ловушка МС-2.

Обезвреживание мины, приведшейся в боевое положение не разрешается в силу высокой чувствительности сейсмодатчика.

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор в гнезде колодочки, все проводники рассоединены.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав, т.к. при подготовке мины требуется выполнение тестов с использованием омметров или контрольных ламп, умение выполнять электросоединения. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения   формуляра по инстанции до начальника инженерной службы  армии или фронта включительно. До оставления своими войсками места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев. Если истекло более 1/3 времени замедления, но территория остается под контролем своих войск, то необходима переустановка мины с заменой ЭХВ.

Мина МЗД- 5 может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка наносилась черной краской по трафарету на крышку мины и включала в себя обозначение мины, шифр ВВ, номер снаряжательного завода, номер партии, год изготовления и срок замедления. Однако, наличие маркировки не являлось обязательным.

Возможны различия в способах крепления крышки, массе заряда.

От автора. На рисунках, помещенных выше я окрасил провода в разные цвета исключительно для наглядности. В действительности же никто провода в разные цвета специально не окрашивал. В те времена изоляция проводов была обычно резиновая (цвета от черного до серо-коричневого), иногда с хлопчатобумажной оплеткой светлых цветов) что и видно на фотоснимке.

Это только в фильмах время, оставшееся до взрыва, показывается словно счет на табло стадиона и провода обязательно синие или красные для драматизации действий киносаперов. В действительности же добраться до проводов обычно вовсе невозможно. А если и добрался, то можно резать все подряд. Ловушка обычно стоит раньше, она просто не позволит добраться до проводов. Такая ловушка гораздо проще по устройству и удобнее в обращении.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

Заметки на полях. Вообще-то, эти мины в советских служебных инструкциях называются "мины замедленного действия", что приводит в недоумение людей, знающих минно-подрывное дело в пределах обычных противотанковых и противопехотных мин. По нормальной логике отсюда следует, что должны тогда существовать и мины ускоренного действия. Да и в чем смысл мины замедленого действия. Что, она взрывается после того, как машина уже уехала? Или мина взрывается через какой-то длительный срок вообще? Или взрыв развивается медленно?

Тут все дело в крайне неудачной терминологии, вернее ее полном отсутствии. К сожалению, саперы очень часто называют и обозначают мины не в строгом соответствии с их классификацией (которая до сего времени толком и не разработана), а как Бог на душу положит. Минами замедленного действия обычно, но не всегда, называют противотранспортные мины, которые приводятся в боевое положение автоматически не в момент установки или через несколько минут, а по истечении определенного срока (несколько часов, дней или месяцев). Взрыв же мины происходит от воздействия цели (транспортного средства) на датчик цели после того, как она отлежала под дорогой заданное время.

Т.е. после установки мины, она вполне безопасна и транспортные средства над ней могут ездить свободно, пока не истечет определенный срок (от нескольких часов до нескольких месяцев). Как только это время истекло, мина сама ставит себя в боевое положение и первое же транспортное средство, которое окажется над миной, будет подорвано.

Смысл таких мин состоит в том, что их можно устанавливать тогда, когда это возможно. Например, при отступлении своих войск. Пока проходят свои войска, мина безопасна, а вот под машинами противника эти мины начнут рваться.

Широко эти мины использовались на автомобильных и железных дорогах партизанами и диверсионными группами. Их устанавливали, когда охрана и наблюдение противника  за дорогой было ослаблено. Нередко их ставили группами, распределяя на участке в несколько километров и назначая различное время приведения в боевое положение. Диверсионная группа после установки мин могла беспрепятственно, не опасаясь преследования, оставить место минирования.

Минами замедленного действия нередко называют и обычные объектные мины, которые просто взрываются по истечении определенного срока (от нескольких часов до нескольких месяцев), разрушая сооружение (здание, плотина, мост, ангар, электростанция, бензоколонка и т.п.), в котором они установлены.

Как видите, одним и тем же названием пользуются для обозначения весьма разных по своему предназначению мин.

Кстати, противотранспортную мину МЗД-5 довольно легко превратить в объектную. Достаточно убрать из цепи ВЗ-1 (соединить напрямую фиолетовый провод ЭХВ с синим проводом электродетонатора) и она взорвется просто по истечении времени замедления ЭХЗ. Вот наоборот сделать МЗД-5 противотранспортной миной мгновенного срабатывания не получится. Если убрать из цепи ЭХВ, т.е. отказаться от замедления, то мина взорвется , как только ее возьмешь в руки. Слишком чувствителен виброзамыкатель. Достаточно стукнуть ногтем по крышке мины, как он сработает. А иначе невозможно - ему ведь необходимо уловить дрожание грунта под приближающейся автомашиной, поездом.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

Добавил: Mercenary | Просмотров: 1332 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.