Современная энциклопедия оружия и боеприпасов (стрелковое огнестрельное оружие, боеприпасы и снаряжение)
Навигация
Авторизация
нет данных
     
Забыл пароль | Регистрация
Закладки
Бесплатно
Последние материалы

Покоритель трех стихий

Семен Владимирович Владимиров родился 3 февраля 1895 года в г.Клин в семье железнодорожника. Закончив механико-техническое училище в Иваново-Вознесенске, Владимиров работал механиком на ткацко-прядильной фабрике в Ярославле, на заводах в Петрограде, на приисках и рудниках Сибири и Дальнего Востока в качестве слесаря, механика, техника-конструктора. В 1918 году он переезжает в Хабаровск, где его направляют на национализацию золотых приисков в тайге. В 1919 году Владимиров был мобилизован в партизанский отряд Рогова, оперировавший на Алтае. Там он впервые знакомится с различными образцами стрелкового оружия, в том числе и автоматического, быстро осваивает их и организует в отряде мастерскую по ремонту оружия. Когда партизанский отряд соединился с регулярными частями Красной Армии, освобождавшими Сибирь от белогвардейцев, Семен Владимирович в составе войск М.В. Фрунзе попадает в Бухару. Там Владимиров заболел малярией, и после выздоровления его переводят в Севастополь, где он заведует крепостной прожекторной станцией. В 1922 г. в связи с резким сокращением РККА Владимиров демобилизуется из армии и переезжает в Тулу. На Тульском оружейном заводе (ТОЗ) он начинает работать слесарем в лекальной мастерской. Вскоре Владимирова назначают на должность старшего инженера-конструктора Центрального конструкторского бюро № 15 (ЦКБ-15). Он разработал самозарядный пистолет под патрон револьвера "Наган”, на который получил авторское свидетельство, сконструировал несколько приспособлений для регулирования темпа стрельбы автоматического оружия, на которые также получил патент и авторские свидетельства.

В 1930 году с целью унификации станков для пулемета "Максим” Владимиров создает новый универсальный колесно-треножный станок, принятый на вооружение РККА под обозначением "станок обр.1931 г.” Он предназначался для ведения огня как по наземным, так и по воздушным целям. Однако из-за своей большой массы (39 кг) и возросшей трудоемкости изготовления универсальный станок конструкции Владимирова, производившийся Тульским оружейным заводом, в Красной Армии не получил широкого распространения.

Настоящая известность пришла к тульскому конструктору благодаря его работам по созданию новых образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения. В 1928 году Владимиров получает авторское свидетельство на двуствольный пулемет, а в 1933-м - на авиационную автоматическую пушку. Одновременно с этим Владимиров работает над созданием авиационной скорострельной 20-мм пушки, механизм которой представлял собой два барабана с гнездами, образующими патронники, и транспортирующую ленту.

Но основная работа Владимирова была все же направлена не на создание качественно новых конструкций оружия, а на модернизацию существующих. На основе штатного образца авиационного вооружения ВВС Красной Армии - 7,62-мм пулемета ШКАС, Владимиров создал 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК-12,7 (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный). К особенностям крупнокалиберного пулемета ШВАК относится то, что, повторяя основные черты ШКАСа, он был рассчитан под патрон с фланцевой (с закраиной) гильзой. Значительные возможности, заложенные в ШВАКе, позволили увеличить калибр оружия до 20 мм только путем замены ствола, без изменения габаритов подвижных деталей автоматики и звеньев пулеметной ленты. Для пушки ШВАК-20 вначале использовали патроны с осколочными и трассирующими снарядами, затем сконструировали более совершенные снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные. Появление бикалиберного образца - 12,7/20-мм авиационного пулемета/пушки ШВАК явилось значительным достижением, поскольку она стала первой советской авиационной пушкой, а ее конструктор Семен Владимиров - пионером создания подобного оружия.

В 1936 году эти пушки были приняты на вооружение ВВС Красной Армии. В том же году производство авиационных пушек ШВАК в синхронном, крыльевом и турельном вариантах освоил ковровский завод. Для налаживания их выпуска по приказу наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Владимирова переводят в г.Ковров. Впервые авиационные пушки ШВАК, установленные на истребителях И-16, были применены советской авиацией в боях в районе р. Халхин-Гол, где они зарекомендовали себя мощным и надежным в эксплуатации оружием.

К началу Великой Отечественной войны авиационные пушки ШВАК уже являлись основным оружием советских истребителей и штурмовиков. ШВАК стали самым массовым образцом авиационного вооружения Великой Отечественной, только за период с 1941 по октябрь 1944 года фронт получил более 102000 этих пушек. О том, насколько широк и многообразен был диапазон использования авиационных пушек ШВАК в воздушных сражениях периода войны, говорят следующие цифры: ими вооружили 37000 истребителей Яковлева, 22000 истребителей Лавочкина и часть штурмовиков Ильюшина Ил-2 выпуска 1941 г. Наряду с авиацией, ШВАК в начальный период войны также широко использовалась и для вооружения легких танков Т-30 и Т-60, участвовавших в боях под Москвой.

Опыт войны убедительно доказал, что не только авиация, но и пехота для борьбы с легкими бронеобъектами, пулеметными и артиллерийскими гнездами и живой силой противника нуждается в оружии более мощном, чем имевшиеся на вооружении 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы ДШК. К тому времени в СССР уже был создан один из основных элементов комплекса "боеприпас-оружие” - 14,5-мм патрон, использовавшийся в противотанковых ружьях и имевший очень высокую пробивную способность.

В 1944 году Владимиров приступает к проектированию противотанкового пулемета на базе своей авиационной пушки В-20. Использование в новом пулемете очень мощного боеприпаса потребовало повышенной прочности ствола и его значительной массы. Это повлияло на выбор схемы работы автоматики (ранее практически не использовавшейся в советском автоматическом оружии) - отдачи ствола с его коротким ходом. Такому решению способствовало тщательное изучение новейших образцов стрелкового оружия, в том числе и трофейного германского, успешно использовавших аналогичный принцип действия. Тело пулемета получилось, несмотря на использование столь мощного патрона, на удивление легким - всего 39,6 кг. Однако его боевые характеристики были впечатляющими: при темпе стрельбы 500-550 выстр/мин пулемет развивал начальную скорость пули 1030 м/с. При стрельбе на дистанции до 500 м под углом 90 градусов он пробивал броню толщиной 32 мм. В 1944 году 14,5-мм пулемет под индексом "КПВ-44” (крупнокалиберный пулемет Владимирова обр. 1944 г.) пошел в малосерийное производство на ковровском заводе. КПВ сразу зарекомендовал себя как самый мощный по тем временам пулемет, с высокими боевыми и достаточно хорошими служебно-эксплуатационными качествами, надежным и безотказным в работе, а также очень простым в обслуживании и ремонте.

КПВ-44 сразу задумывался для использования не только в качестве пехотного противотанкового пулемета, но и очень эффективного средства ПВО для борьбы с самолетами противника на низких высотах. Для зенитной стрельбы инженерами ОГК ковровского завода было создано несколько типов зенитных пулеметных установок. Конструктор С. Харыкин разработал к пулемету Владимирова колесный станок. В новом виде пулемет получил обозначение "14,5-мм пехотный крупнокалиберный пулемет (ПКП)”. Он имел две раздвижные станины с сошником и боевую ось с механизмом подрессоривания торсионного типа. Пулемет устанавливался на люльку станка. Масса станка с патронной коробкой и лентой с 40 патронами составляла 114 кг. На марше ПКП перевозили в кузове грузового автомобиля ГАЗ-51 или ГАЗ-63, а на короткие расстояния - на собственном ходу автомобилем или вручную.

В 1949 году пулеметы Владимирова поступают на вооружение Советской Армии в составе комплекса крупнокалиберного пулеметного вооружения: в пехотном варианте - ПКП, в зенитном - комплексные зенитно-пулеметные установки ЗПУ-1, ЗПУ-2 и ЗПУ-4. В том же году за создание этого оружия ковровские конструкторы-оружейники С.Владимиров, А. Финогенов, Г. Марков, И. Лещинский, Л. Борисова, Е. Водопьянов и Е. Рачинский были удостоены Сталинской (Государственной) премии.

В конструкции пулемета Владимирова имелись большие резервы для дальнейшего совершенствования. Уже вскоре для пулемета КПВ разрабатывается упрощенная зенитно-пулеметная установка ЗУ-2 и горная зенитная установка ЗГУ-1. Для боевых катеров ВМФ создается 14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка МТПУ, позволявшая бороться с надводными и береговыми целями на дальностях до 2000 м, а с воздушными - на высоте до 1500 м. В 1955 году на смену колесному станку пулемета ПКП системы Харыкина приходит более легкий треножный станок с колесным ходом конструкции К.А. Барышева. Наряду с пехотными и зенитными установками был разработан и танковый вариант - 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый (КПВТ), монтировавшийся в башнях танков, бронетранспортеров и боевых разведывательных дозорных машин. На некоторых моделях танков КПВТ использовался также и в качестве зенитного пулемета. Лента к пулемету КПВТ имела увеличенную емкость на 50 патронов; заряжание осуществлялось с помощью пневмомеханизма, а стрельба - электроспуском. Такая широкая область использования 14,5-мм пулемета Владимирова (в пехотном, зенитном, морском и танковом вариантах) была определена его высокими боевыми и служебно-эксплуатационными качествами.

В конце сороковых - начале пятидесятых годов Владимиров вел разработку опытных образцов авиационных пушек калибра 23, 30 и 37 мм, в том числе и барабанной пушки. Закончить эти работы ему не удалось. 12 июля 1956 года Семен Владимирович скоропостижно скончался.

Многолетний труд конструктора-оружейника по созданию новых образцов стрелково-пулеметного и пушечного вооружения был высоко оценен Родиной. Ему присуждена Государственная премия, он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, многими медалями. В 1982 году в Коврове, на доме, в котором с 1934 по 1956 год жил Владимиров, установлена мемориальная доска.

Талант выдающегося конструктора позволил оснастить Советскую армию мощным и в то же время очень надежным и простым оружием - крупнокалиберными пулеметами КПВ, на многие десятилетия занявшими одно из ведущих мест в системе пехотного вооружения Советских Вооруженных Сил.

Сергей Монетчиков
Фото Владимира Николайчука
и из архива автора
Братишка 12-2002

Добавил: Mercenary | Просмотров: 2541 | Рейтинг: 0.0/0 | Оценка: 
Поделиться ссылкой
Комментарии
Внимание
Добавлять комментарии могут
только зарегистрированные пользователи!


РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ
XIX - XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «стрелковое оружие и боеприпасы» и представляет
собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников.
Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям.
Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.