Магазин в оружии: важная составляющая системы
Как ни странно, разработать надежный и недорогой магазин едва ли не сложнее, чем оружие. Конструктор Драгунов вспоминал, что проектировка магазина к СВД сравнима с доработкой самой винтовки, и неудивительно, т.к. магазин СВД — один из самых сложных по типу: двухрядный, с выходом в два патрона и при этом под рантовый боеприпас, который «мучил» еще Мосина.
Магазин, в современном понимании, появился после изобретения унитарного патрона, до этого многозарядность оружия обеспечивалась или барабаном, или такими экзотическими конструкциями, как размещение зарядов друг за другом.
После появления удобного унитарного патрона конструкторы задумались о многозарядности уже серьезно.
Прежде чем говорить о магазинах, надо упомянуть пачки и обоймы (почему-то эти предметы часто путают). Магазин — это конструкция, имеющая корпус, пружину и подаватель, который может быть в составе оружия или отдельно.
Обойма — металлическая пластина специальной формы, которая удерживает патроны, обычно от пяти до пятнадцати. Обойма помогает снарядить патронами или само оружие с неотъемным магазином, или магазин.
Обойма предназначена для ускорения зарядки оружия. Пачка похожа на обойму, но при зарядке полностью помещается в магазин и является, по сути, его частью; после израсходования последнего патрона она выбрасывается или вываливается из оружия.
То, что оружие с пачечным заряжанием без пачки полноценно использоваться не может и практически превращается в однозарядное, большой минус
Первые магазины были неотъемными, трубчатыми. Иногда они располагались под стволом, а иногда в прикладе. К сожалению, последнее расположение не прижилось. Трубчатые магазины широко распространились и в гладкоствольном многозарядном оружии стали, так сказать, процветать.
А вот из нарезного оружия с переходом на сравнительно небольшие калибры и пули с хорошим баллистическим коэффициентом подобные конструкции были вытеснены.
Дело в том, что такие пули имеют острый носик, а эта форма не подходит для трубчатого магазина, где последующий патрон упирается в предыдущий, причем упирается в капсюль.
При определенном стечении обстоятельств это может вызвать детонацию одного или более патронов. Именно поэтому конструкторы все чаще стали задумываться о принципиально другом расположении патронов в магазине.
Сегодня широкое распространение получили коробчатые магазины различных конструкций. В них патроны расположены друг над другом, что позволяет создавать максимально компактные и удобные магазины.
Коробчатые магазины различной конструкции быстро вытеснили все другие, а появление отъемных магазинов сделало оружие по-настоящему многозарядным.
Сегодня в оружии столько патронов, сколько у стрелка во всех сменных магазинах в сумме. Тренированный стрелок заменяет пустой магазин на полный быстрее, чем за секунду.
Как было упомянуто выше, магазины можно разделить на отъемные и неотъемные. По традиции в охотничьем оружии используют неотъемные магазины, и этому есть несколько объяснений. Во-первых, охотнику не нужна большая емкость: на охоте, особенно на зверовой, редко приходится стрелять больше пяти раз.
Если зверь не остановлен тремя выстрелами, он или убегает, или добирается до охотника. Во-вторых, выступающий магазин крайне неудобен при переноске винтовки, поэтому производитель старается или спрятать его в ложу, или сделать обтекаемым. Этому условию чаще всего соответствует магазин на три – пять патронов, в зависимости от калибра.
В-третьих, патроны охотничьих калибров, как правило, большие по размеру, и отъемные магазины получаются очень громоздкими. Все перечисленные причины обусловили то, что винтовки охотничьих калибров имеют неотъемные магазины или магазины, пусть и отъемные, но в габаритах оружия.
Отъемные магазины бывают однорядные и двухрядные. Магазины большей рядности редки и встречаются на боевом оружии. Двухрядные могут быть с выходом в два ряда, и тогда патроны подаются по очереди, сначала слева, затем справа, или с выходом в один патрон.
В последнем варианте магазин к выходу сужается, и патроны перестраиваются для подачи в патронник в один ряд. Такой вариант прост для конструктора, но неудобен для использования.
Советская школа проектирования всегда стремилась делать магазины с выходом в два ряда, что сложнее, но значительно удобнее в эксплуатации.
Магазины с выходом в два ряда заряжаются легко и просто: достаточно вставить патрон сверху и надавить на него, при этом он погрузится в магазин и встанет вправо или влево под загибы губок магазина.
В магазинах с выходом в один патрон надо надавить патроном на подаватель или на очередной патрон, утопить его ниже губок магазина и вдвинуть под губки. Последний вариант менее удобен. Тут надо отметить, что неотъемные магазины большей частью двухрядные, с выходом в два патрона.
Такой магазин, например, у винтовки «Маузер 98К». Для его зарядки патроны нужно просто укладывать один за другим и утапливать в магазин. Интересно заметить, что есть винтовки с контролируемой подачей патрона, как на «Маузере». Как только патрон выходит из магазина, он зацепляется зубом выбрасывателя, причем такая подача считается более надежной.
В противоположность ей неконтролируемая подача позволяет патрону заскочить в патронник без какой-либо его фиксации; в самый последний момент затвор догоняет патрон и зацепляет его зубом выбрасывателя. Такой тип подачи у «Ремингтона 700» и у нашей винтовки Мосина.
Кстати, у последней магазин однорядный, приспособить его к заряжанию сверху, без вдвигания патрона, как описано ранее, удалось, применив специальную подпружиненную деталь — отсечку-отражатель. Эта деталь удерживает патроны в магазине, но при заряжании отходит в сторону и позволяет снаряжать магазин без помех.
Обычный, классический однорядный неотъемный магазин с двумя загнутыми внутрь губками применить невозможно, поскольку его просто нельзя зарядить через окно в ствольной коробке.
Часто производитель отказывается от применения отъемного магазина, объясняя это тем, что его легко потерять. И в определенной степени эти опасения оправданны. В боевом оружии магазин, по сути, расходный материал, его потеря хоть и неприятна, но не смертельна.
Редко когда в экипировке бойца имеется менее четырех магазинов, часто и десяток не предел. А в охотничьем оружии это реальная проблема. Мне не встречались охотники более чем с двумя магазинами, и часто это обусловлено тем, что в разных магазинах и патроны с разными типами пуль.
Магазины к охотничьим винтовкам недешевы, к тому же их непросто купить, особенно для импортного оружия.
Итак, для охотничьей винтовки наиболее удобным считается неотъемный магазин, а их множество видов, в большинстве двухрядных, с выходом в два ряда. Пружина может быть витая или пластинчатая через несколько рычагов.
Последний вариант дает возможность сделать магазин максимально компактным. Почти всегда нижняя крышка магазина снимается или откидывается, что дает возможность разрядить оружие без досылания каждого патрона в ствол и удобно для чистки.
Отъемные магазины практически всегда имеют витую пружину. Чаще всего магазины небольшой емкости — это просто укороченные магазины большой емкости, а в них применение пластинчатых пружин нецелесообразно.
Витые пружины дешевы, надежны и неприхотливы, но имеют недостаток: при длительном хранении могут садиться. Поэтому при хранении магазины рекомендуется разряжать; а если есть необходимость хранить магазины с патронами, то лучше набивать их не более чем на треть емкости и раз в месяц менять на другие, дав пружинам отдохнуть.
Все сказанное относится в основном к нарезному оружию. В гладкоствольном прижились магазины трубчатые и отъемные, однорядные коробчатые. Это и понятно: патроны для гладкоствольного оружия довольно велики по габаритам и имеют закраину, которая усложняет работу с магазинами.
В охотничьем оружии трубчатые магазины практически полностью вытеснили все другие. Они удобны и практичны; тренированный стрелок заряжает их быстро, с ними редко бывают проблемы. Собственно, надо следить, чтобы в магазин не попали патроны с выступающей острой пулей, и чтобы длина гильзы не оказалась больше расстояния выхода патрона на лоток.
Такое бывает, причем заряжается ружье штатно, а вот для разрядки его приходится полностью разбирать. При досылании патрон выскакивает на лоток, но полностью не выходит из магазина и заклинивает. В моей практике такое было лишь однажды, с пулевыми патронами, к счастью, не на охоте.
Особняком, для охотничьего оружия стоят дисковые и барабанные магазины. В дисковых, патроны расположены перпендикулярно оси магазина и подаются на линию досылания поворотом магазина. Всем знакомый пример — пулемет Дегтярева. В барабанных магазинах патроны расположены параллельно.
Примеры — ППШ или магазин к РПК (улитка). Оба типа громоздки, да и запрещены нашим законодательством для гражданского использования. Исключение составляют спортсмены на соревнованиях. Впрочем, и их с «улитками» на АК что-то не видно. В общем, при всем богатстве выбор у охотников не так уж велик.
Так какой же магазин выбрать? На мой взгляд, для охотничьей винтовки самым правильным выбором будет неотъемный магазин двухрядный, с выходом в два ряда. Он прост, дешев, удобен и максимально надежен.
Некоторые производители, например, Remington, дают возможность приобрести винтовку с неотъемным магазином, а затем модернизировать ее, докупив набор деталей, до винтовки с отъемным магазином. Такие наборы есть даже для армейских винтовок «Маузер 98К», причем магазин к ним используется или свой, новодельный, или двадцатизарядный от пулемета МГ-18.
Для гладкого ствола альтернативы практически нет: подствольный трубчатый магазин — компактный и надежный. Коробчатые магазины на охотничьем оружии практически не прижились, используются только в «Сайгах», да и то только за отсутствием альтернативы.
Стремление охотников сделать «Сайгу» компактной привела к спросу на двухзарядные магазины, делающие ее более благородной (особенно версию без пистолетной рукоятки).
Александр Кудряшов
Охотники.ру
- Статьи » Приспособления и Аксессуары
- Mercenary33560
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи