Петлевая противолыжная мина (Советские и Российские мины)

Петлевая противолыжная мина

Мина предназначена для выведения из строя личного состава противника, передвигающегося на лыжах по снежному покрову. Также может использоваться и против пехоты в зимнее время, а при соответствующих условиях и маскировке также   в летнее время.

Конструкция мины была предложена В.П. Ястребовым. Год принятия на вооружение не установлен, но по ряду косвенных признаков можно предположить, что она была разработана в период советско-финской войны 1939-40 гг. как средство противодействия высокомобильным лыжным подразделениям финской пехоты, причинявших значительные потери частям Красной Армии. Наставление по минам издания 1943 или 44 года числит эту мину среди табельных мин Красной Армии. В послевоенных изданиях эта мина уже не упоминается.

На снимке мина показана с датчиком цели (проволочная рамка, именуемая в Наставлении петлей) опущенном в небоевое положение. Тяги поворотного бруска к боевой чеке взрывателя не присоединены.

Мина промышленностью не изготавливалась, а была отнесена к категории мин, изготавливаемых в войсках. Поэтому  индекса эта мина не имеет.

Петлевая противолыжная мина

Простота конструкции и доступность материалов (доски толщиной 15 мм., проволока, гвозди, взрыватель МУВ, тротиловая шашка или корпус мины ПОМЗ-2 с 75-граммовой шашкой) давали возможность изготавливать эти мины в достаточно больших количествах во фронтовых и армейских мастерских. Чаще всего, мина использовалась в северной части советско-германского фронта (Кольский полуостров, Ленинградская, Псковская, Новгородская области) обычно зимой в условиях глубокого снежного покрова.

Противолыжная петлевая мина по своему предназначению является противопехотной миной наклонного действия, где роль наклонного датчика цели выполняет проволочная рамка, соединенная посредством поворотного бруска и проволочных тяг с боевой Р-образной чекой взрывателя МУВ (или УВ в минах ранних серий).

Петлевая противолыжная мина

Мина также может использоваться и как мина натяжного действия. В этом случае к верхней горизонтальной части рамки привязывается натяжная проволока, второй конец которой присоединяется к вбитому в землю на расстоянии 4-5 метров деревянному колышку или к рамке другой такой же мины, установленной на расстоянии 10-15 метров.

Во всех случаях взрыв мины (или обеих мин) происходит при повороте рамки в прямом или обратном направлении примерно на 20-30 градусов. Цель (солдат противника на лыжах или пеший) в своем движении задевает рамку носком лыжи или подъемом ноги и невольно поворачивает ее.

Петлевая противолыжная мина

Мина устанавливается на грунт под снег при толщине снежного покрова в пределах от 10 до 27 см. Если толщина снежного покрова больше, чем 27 см., то мина устанавливается в снег. Но во всех случаях рамка должна возвышаться над поверхностью снега на 5-10 см. Устройство лунок с целью опустить мину ниже уровня грунта (при недостаточной толщине снежного покрова) нецелесообразно, т.к. в этом случае эффективность мины резко снижается.

Конструктивно мина представляет собой коробку из досок толщиной около 15 см. Внутри корпуса укладывается тротиловая шашка 400 гр., в которую вставлен взрыватель МУВ с Р-образной боевой чекой и запалом МД-2. В боковой стенке корпуса имеется отверстие, через которое конец взрывателя с чекой выведен наружу.

Петлевая противолыжная мина

Также вместо 400-граммовой шашки в мине может использоваться корпус мины ПОМЗ-2 с 75-граммовой тротиловой шашкой.

Свободное пространство внутри коробки заполняется шрапнелью (мелкие обломки металлических предметов, пули, стреляные гильзы, гвозди, шурупы, гайки, болты и  прочий металлический хлам).

Петлевая противолыжная мина

К боковым стенкам коробки снаружи прибиваются (на один гвоздь каждый) два бруска, соединяемые между собой рамкой из проволоки диаметром 6-8 мм. Прочность прибивания гвоздей подбирается так, чтобы при прикладывании усилия в пределах 2-8 кг к рамке оба поворотных бруска поворачивались бы на гвоздях как на шарнирах.

В один из двух поворотных брусков (тот, что со стороны взрывателя) встраивается V-образная тяга из тонкой проволоки, проходящая сквозь петлю Р-образной чеки взрывателя МУВ. Возможен иной вариант, когда к Р-образной чеке от верхней и нижней частей бруска протягиваются две тяги, имеющие на конце крючки, надеваемые на Р-образную чеку.

Петлевая противолыжная мина

Таким образом, при воздействии цели на рамку, последняя заставляет поворачиваться поворотные бруски. При повороте бруска с V-образной тягой, эта тяга выдергивает Р-образную чеку из взрывателя. Взрыватель срабатывает, происходит взрыв, и цель поражается в первую очередь шрапнелью, находящейся в корпусе мины, а при достаточно близком расстоянии цели от мины и силой взрыва (фугасное воздействие).

Для того, чтобы обеспечить достаточную устойчивость мины в рыхлом снегу (если мина устанавливается в толще снега), к ее нижней части на шарнирах крепятся откидные опорные планки (на фотоснимке  в начале статьи такие планки отсутствуют).

Мина перевозится и переносится с рамкой, опущенной в горизонтальное положение. Р-образная чека продевается в V-образную тягу. Ударник взрывателя удерживается на месте только с помощью предохранительной чеки.

При установке мины рамка поднимается в вертикальное положение, Р-образная боевая чека вставляется во взрыватель. К предохранительной чеке привязывается 6-метровый шпагат. Мина маскируется снегом (так, чтобы верхняя часть рамки  возвышалась над снегом на 5-10 см.). После этого, потянув за шпагат, из взрывателя удаляется предохранительная чека (желательно делать это из-за укрытия).

Петлевая противолыжная мина

Обезвреживание мины или ее переустановка (например, в связи со снегопадами) не предусматриваются ввиду особо высокой чувствительности датчика цели. Дело в том, что фактически рамка удерживается в вертикальном положении только за счет силы трения между поворотными брусками и стенками корпуса, что в свою очередь определяется тем, насколько прочно гвозди вбиты в корпус. При достаточно долгом нахождении мины в боевом положении гвозди корродируют, древесина гниет и вследствие этого сила трения значительно снижается, т.е. усилие срабатывания мины может уменьшиться до опасных величин.

Таким образом, из-за этих причин мину следует относить к неизвлекаемым и необезвреживаемым, хотя каких либо устойств необезвреживаемости или неизвлекаемости она не имеет. Устройств самоликвидации или самонейтрализации мина не имеет. По мнению А.В.Бондарева у советских взрывателей МУВ в первую очередь обычно корродирует и разрушается ударник взрывателя, из-за чего срабатывание мины, простоявшей несколько лет, становится невозможным.

Мина устанавливается на грунт под снег или в снег вручную. Установка средствами механизации не предусмотрена.

Срок боевой работы мины ограничивается сроком службы деревяного корпуса и коррозионной стойкостью рамки, ударника взрывателя и может составлять от  одного до 3-5 лет

Тактико-технические характеристики петлевой противолыжной мины
Тип мины..........................................................    противопехотная осколочно- фугасная   наклонного / натяжного действия
Корпус..............................................................    дерево
Масса...............................................................    3.5 - 4 кг.
Масса шрапнели (мет.обломков)........................    2.0 - 2.8 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)...................................    400 или 75 гр.
Радиус сплошного поражения............................    до 5 м.
Радиус поражения.............................................    до 15 м.
Безопасное удаление.........................................    35 м.
Длина (по корпусу).............................................    18 см.
Длина (по рамке)................................................    45 см.
Ширина (по корпусу)..........................................    12.5 см.
Ширина (по откидным планкам)...........................    25.5 см.
Высота (по корпусу)............................................    9.3 см.
Высота (по рамке)...............................................    32 см.
Тип датчика цели................................................    наклонный
Размеры датчика цели.........................................    45х22.7см.
Усилие срабатывания...........................................    2-8 кг.
Температурный диапазон применения...................    -40 - +50 град.
Применяемый взрыватель (с Р-образной чекой).....   МУВ, УВ
Запал...................................................................    МД-2, КД №8
Неизвлекаемость..................................................    да (по конструктивным особенностям)
Необезвреживаемость...........................................    да (по конструктивным особенностям)
Самоликвидация/самонейтрализация....................    нет/нет
Срок боевой работы..............................................    не определялся

Мины окрашивались в белый цвет масляной краской. Возможно встретить неокрашенные. Никакой маркировки на мину не наносилось. Укупорка, вследствие того, что мина производилась в полевых условиях, не изготавливалась.

P.S. Мина с одной стороны очень мощная, с другой крайне опасная в применении из-за особо высокой чувствительности и конструктивных недостатков. Ее появление и использование можно объяснить только условиями военного времени, когда  проблема минирования в зимних условиях становится критически острой, времени на разработку конструктивно совершенной и безопасной в обращении мины не имеется, а свободных промышленных мощностей для производства таких мин нет. Тогда вопрос безопасности саперов отодвигается на второй план и опасные в обращении мины находят определенное применение.

Саперы, народ изобретательный и в каждой части придумывались собственные приспособления для повышения безопасности. Так, автору встречались экземпляры мин, с просверленными отверстиями в поворотных брусках, куда вставлялись предохранительные шпильки. К поворотным брускам приспосабливали различного рода пружины, клинышки, ломающиеся упоры, что обеспечивало срабатывание мины только тогда, когда на рамку оказывалось достаточно большое давление.

Однако, в послевоенных Наставлениях эта конструкция мин и ей подобные конструкции не описаны и ничего подобного не предусматривалось. Так что, эта ветвь конструирования мин оказалась тупиковой. Впрочем, и сегодня не имеется достаточно удовлетворительных мин, которые можно было бы использовать в условиях глубокого снежного покрова.

Заметки на полях. Хорошие фотоснимки этой мины автор получил от Д.И. Горбовского, а достоверную техническую документацию предоставил Б. Прибылов, в чьи руки случайно попала весьма потрепанная, лишенная обложки и части страниц книжечка карманного формата. Отправных данных установить невозможно, но по тексту ясно, что это какое-то Наставление по минно-взрывным средствам РККА времен войны.

Исходя из того, что в ней не описаны некоторые мины, состоявшие на вооружении до войны (и по другим сведениям, снятые с вооружения в 1941-42 годах), упоминается   Наставление по инженерному делу для общевойсковых и инженерных командиров издания 1943 года, а также исходя из того, что в этой книжке описана мина ТМД-Б, но не описаны мины  ТМ-44 и ТМД-44, можно определить, что издана она была либо в конце 1943, либо в начале 1944 года.

Характер изображений и текста, постатейная нумерация абзацев однозначно указывают, что это не беллетристика и не пособие для вневойсковой подготовки  студентов, а служебное издание, возможно даже, что в те времена секретное.

Надеюсь, что совместными усилиями постепенно удасться восстановить незаслуженно забытую историю минной войны на советско-германском фронте, размах которой не знает себе равной ни на каком любом театре военных действий Второй Мировой войны.

Автор обращается ко всем, кто располагает фотографиями, рисунками, чертежами, наставлениями, инструкциями, руководствами русских и советских мин и фугасов двадцатых-сороковых годов XX века, биографиями создателей мин, документальными книгами с просьбой поделиться информацией.

Заплатить за эту информацию я не смогу, но разве благородное дело восстановления нашей отечественной военной истории можно оценивать деньгами?

А то ведь становится просто стыдно, когда сведения о наших (наших!) конструкторах, минах, оружии присылают (бескорыстно) иностранцы из США, Англии, Германии, далекой Австралии и когда видишь, что это не личные записи и рисунки, а издания.

Им что, наша военная история нужнее и интереснее, чем нам самим?

Веремеев Ю.Г.
Сапер

  • Статьи » Мины
  • Mercenary39340

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль