Противодесантная мина ПДМ-3Я (Советские и Российские мины)
Мина противодесантная, якорного типа. Предназначена для выведения из строя плавсредств противника (плавающие транспортеры, автомобили, катера, баржи, лодки, амфибии, паромы и т.п.) при преодолении ими водных преград (рек, озер, водохранилищ и т.п.). Применяется в прибрежной зоне рек, озер, морей, заливов, водохранилищ. На рисунке плавучая часть мины показана с частичным разрезом.
Мина устанавливается на дно водоема на глубине от 1 м до 10 м. вручную с берега или с плавсредства. Плавучая часть (на рисунке окрашена серым цветом) находится ниже уровня поверхности воды на 0.3-1.1 м. (регулируется), а якорная часть (на рисунке окрашена серо-зеленым цветом) находится на дне водоема, удерживая плавучую часть от сноса. Возможна установка мины с вертолета. Срабатывает при воздействии на один из трех датчиков цели ("рожок") с усилием 12-16 кг. (на рисунке обозначен цифрой 1). При взрыве мины в корпусе машины противника образуется пробоина или же при достаточно прочном корпусе гидроудар выводит из строя двигатель и трансмиссию машины (срыв с креплений).
Срок боевой работы мины ограничивается сроком годности гальванической батареи БАТ-3Я (около 2 лет). Мина оснащается самоликвидатором ЭХВ-7 со сроком самоликвидации (подрыва) от 2 до 120 суток. Однако два или три ЭХВ-7 могут соединяться в каскад, что увеличивает срок самоликвидации мины до 360 суток. Также возможна установка мины без элемента самоликвидации. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет.
Тактико-технические характеристики мины
Тип мины......................................................противодесантная якорная контактная
Корпус.........................................................металл.
Масса ..........................................................175 кг.
Масса взрывчатого вещества (тротил)............15 кг.
Длина...........................................................90 см.
Ширина..........................................................65 см.
Высота ..........................................................73 см.
Взрывоустойчивость от сосед. мины................15 м.
Штормоустойчивость........................................6 баллов.
Допустимая глубина водоема...........................1-10 м.
Заглубление датчиков цели от поверхности.....0.3-1.1 м.
Температурный диапазон применения.............-40 --+50 град.
Установка мины безопасна. С момента выдергивания предохранительной ленты, закрывающей сахарные предохранители до момента постановки взрывателя на боевой взвод в зависимости от температуры окружающей воды проходит от 8 мин. (при +30 град.) до 2.5 часов (при -0 град.).
Мины упаковываются в ящики-обрешетки. Один комплект мины занимает 3 места: 1- обрешетка с корпусом мины – 60 кг., 2-плита якоря – 100 кг., 3- обрешетка с вьюшкой, минерпом и штерт-грузом – 50 кг. Время на сборку мины расчетом из трех человек 8 мин. На плавсредстве мина перевозится в собранном виде.
На рисунке показаны этапы приведения мины в боевое положение
- Сброс мины с плавсредства
- Отделение плавучей части от якорной. Мина начинает всплывать, якорь идет на дно.
- Отделение от якоря штерт-груза на заданную длину штерт-троса.
- Касание штерт-груза дна и стопорение вьюшки основного троса.
- Заглубление мины на глубину, заданную длиной штерт-троса.
- Срабатывание сахарных предохранителей и постановка взрывателя на боевой взвод.
От автора. Мина во многом представляет собой уменьшенную копию русской морской гальваноударной якорной мины обр.1908 года. Гальваноударные датчики заменены на контактные. Электропитание на электродетонатор поступает от батареи, а не вырабатывается в результате химической реакции. Добавлен самоликвидатор.
Мина хороша для водохранилищ, больших глубоких рек с небольшим течением (до 1.5м. в сек) с малым суточным колебанием уровня воды от ординара. Для морской прибрежной зоны якорь все же слабоват, а плавучесть мины недостаточна. Поэтому на реке при сильном течении мина опускается глубже, чем задано, а при сильном волнении на море ее сносит со штатного места, может ударить о дно, что вызывает взрыв.
Попытка этими минами минировать зону Суэцкого канала (1969-72 годы) от израильских плавсредств оказалась неудачной. Хотя течение в местах установки и было незначительным, однако песчаное дно канала постояно менялось. Песок из под якорей вымывало и мина смещалась со штатного места. Или же якорь заносило песком и мина опускалась практически до самого дна.
Использование этих мин против американских патрульных катеров на реке Меконг во Вьетнаме было более успешным. Однако и здесь были трудности. Большой объем подготовительных работ, большой вес мины затрудняли их установку, а большое количество плывущих по течению мусора, водорослей, сучьев, деревьев нередко вызывали ложное срабатывание мин. Опытные американские катеристы пристраивались за большим плывущим деревом или же пускали впереди себя три-четыре, связанные между собой лодки.
Веремеев Ю.Г.
Сапер
- Статьи » Мины
- Mercenary63250
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи