Противотанковая мина TS/6,1 (Мины Италии)
Мина противотанковая противогусеничная. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.
Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезжания колеса (катка) на нажимную крышку мины.
Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду вручную.
Корпус мины изготовлен из ударопрочной пластмассы и состоит из двух частей, соединяющихся между собой резьбовым соединение. Верхняя часть корпуса имеет также резьбу для присоединения кольца с нажимной крышкой (датчик цели). На снимке сверху мина показана с кольцом, но без нажимной крышки.
Мина снаряжается плавленым тротилом, Для ручной переноски мины на корпусе имеется веревочная ручка, продеваемая сквозь отверстия в ребрах корпуса
Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов необезвреживаемости и неизвлекаемости, а также гнезд для дополнительных взрывателей не имеет.
Никаких предохранителей мина не имеет и до установки на место переносится без нажимной крышки, являющейся одновременно взрывным механизмом с дополнительным детонатором. При установке отвинчивается верхнее кольцо, устанавливается нажимная крышка и кольцо завинчивается на место. С этого момента мина находится в боевом положении.
Принцип срабатывания пневматический. При воздействии цели на нажимную крышку происходит перетекание воздуха из верхней полости взрывного механизма в нижнюю через калиброванное отверстие. После того, как давление воздуха достигнет критической величины, плоская тарельчатая пружина, выгнутая до этого момента вверх, резко прогибается вниз, сжимает пружину ударника и одновременно смещает внешнюю часть корпуса взрывателя вниз до момента совпадения отверстий во внутренней части корпуса взрывателя и внешней. При совпадении отверстий. шарик, блокирующий ударник свободно выкатывается, высвобождая ударник. который и бьет по капсюлю детонатора. Последний, взрываясь, передает детонацию на основной заряд. На снимке красным выделена область датчика цели (нажимной крышки)
От автора. Эта мина, широко применявшаяся душманами во время советско-афганской войны 1979-89 годов доставила немало волнений советским специалистам, когда из Афганистана стали поступать сведения о том, что душманы применяют мины с прибором кратности. Т.е. мина взрывается не под первой, а под второй, третьей,… десятой,… машиной.
В поступавших образцах мин специалисты не могли никак обнаружить этого прибора или устройства и требовали все новых и новых образцов, пока не выяснилась истинная причина - брак. Элементарный, вульгарный заводской брак. Все дело было в том, что отверстия во взрывном механизме должны быть калиброваны, но низкий уровень производства приводил к тому, что часть отверстий не проштамповывалась, в другие попадали заусеницы пластмассы. В результате взрыватель срабатывал ненадежно, давая отказы. Поэтому одни мины могли сработать нормально, другие при определенном сочетании скорости и силы нажатия (случайном), третьи не срабатывали вовсе.
По некоторым сведениям эти ненадежные мины изготавливались с негласного разрешения Италии в Пакистане (отсюда и низкое качество), по другим, итальянцы просто сбывали душманам свой заводской брак.
Тактико-технические характеристики мины TS-6,1
Тип мины……………………………………………………………противогусеничная
Корпус………………………………………………………………пластмасса.
Масса…………………………………………………………………9.8 кг.
Масса взр. вещества (тротил, пластит)…………6.15 кг.
Диаметр………………………………………………………………27 см.
Высота…………………………………………………………………18.5 см.
Диаметр датчика цели………………………………………18 см.
Чувствительность………………………………………………200-500 кг.
Температурный диапазон применения…………-20 - +40 град.
Взрывоустойчивость…………………………………………12 кг/кв.см.
Мина не самая удачная среди противогусеничных. Несуразно высокая при сравнительно небольшом уменьшении диаметра. Наличие больших ребер жесткости явно не соответствует вполне достаточной прочности корпуса, а лишь увеличивает габариты мины. Вес заряда явно недостаточный для современной бронетехники. Душманы, чтобы обеспечить надежное уничтожение бронетехники нередко ложили под мину дополнительный заряд тротила массой 10-20 кг. Такой сверхмощный фугас совершенно выводил из строя советский бронетранспортер с уничтожением экипажа и десанта, да и танк нередко полностью выходил из строя.
На снимке БТР-60ПБ, подорвавшийся на 25 кг. фугасе. Взрыв произошел под передним правым колесом. Колесо полностью уничтожено, разбита бортовая броня до второго колеса, оторваны верхний и нижний лобовые листы. Командир и водитель погибли. Погибли также четыре из восьми солдат, находившихся на крыше машины.
Впрочем, такое сочетание мины с дополнительным зарядом характерно только для партизанских или диверсионных действий на дорогах, когда стоит задача срыва движения по дороге и при условии повышенной чувствительности противника к потерям в личном составе. В крупномасштабных боевых действиях такой большой расход взрывчатого вещества и столь значительный расход трудовых и временных ресурсов считается нерациональным и расточительным.
Заметки на полях. Эта мина во времена афганской войны у нас проходила под индексом TS-6,6. В различных источниках она обозначается по разному - TS6; TS-6,1; TS/6,1. Несколько разнятся и данные по общему весу и весу ВВ. По общему весу от 9.2 до 9.8 кг, по весу ВВ от 6 кг. до 6.7 кг.
В данной статье приведены данные измерений сделанных автором. Возможно, что расхождения в данных связаны с различными типами заряда ВВ. Автор встречал только тротиловое заполнение, но возможно использование различных типов пластита и даже амиачно-селитренных ВВ.
Веремеев Ю.Г.
Сапер
- Статьи » Мины
- Mercenary94280
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи