Противотранспортная мина МЗД-2 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-2

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-2".

Предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава  с одновременным разрушением рельсового пути. Для использования против автомобилей на автодорогах не предназначена.

От автора. Инерционные датчики цели не имели достаточной чувствительности, чтобы реагировать на сотрясение почвы под движущимися легковыми и легкими грузовыми автомобилями. Мина могла сработать при движении по автодороге тяжелых грузовиков или танков, но для танков взрыв такой мины не очень опасен, поскольку происходит на довольно значительном расстоянии (несколько десятков сантиметров), а устанавливать эту мину только  против тяжелых грузовиков просто нецелесообразно.

Мина приводится в боевое положение автоматически по истечении заранее установленного времени. Взрыв мины происходит после автоматического приведения ее в боевое положение под первым, оказавшися над ней железнодорожным подвижным средством (паровоз, мотовоз, дрезина, вагон).

Срок замедления определяется типом электросопротивления, установленного в электрохимический  взрыватель ЭХВ и может составлять от 12 часов до 120 суток.

Устройство мины предельно простое. Это дощатый ящик со сдвижной верхней крышкой, обеспечивающей доступ к механизмам мины.

Внутренний объем корпуса разделен на два отсека. В заднем отсеке помещаются тротиловые шашки общим весом от 2 до 6 кг. В зависимости от массы заряда корпус может иметь различную длину от 31 до 51 см.

Противотранспортная мина МЗД-2
 

В переднем отсеке помещается электрохимический взрыватель ЭХВ (1), две батареи КБС-Л-0,50 (2) питания электродетонатора, два инерционных замыкателя (3), играющие роль датчиков цели, расположенные под углом 90 градусов относительно друг друга, включенные в цепь параллельно, и провода электровзрывной цепи.

Шашки общим весом от 2 до 6 кг. фиксируются в своем отсеке дощатой перегородкой с отверстием для пропуска электродетонатора. Взрыватель ЭХВ и батареи фиксируются на месте с помощью фанерной перегородки и сдвижной крышкой.

Мина может использоваться либо только со своим основным зарядом, либо с дополнительным зарядом, который укладывается под мину. При использовании мины без дополнительного заряда наиболее целесообразно применять мины с весом заряда 4-6 кг., с дополнительным зарядом целесообразно применять мины с весом заряда 2 кг.

Мина доставляется к месту минирования неокончательно снаряженной. В корпус вставлены шашки, батареи питания, инерционные датчики цели, а взрыватель ЭХВ и электродетонатор перевозятся в собственной укупорке.

Эта мина была разработана и принята на вооружение Красной Армии летом 1941 года и применялась для минирования железнодорожных путей при отходе Красной Армии, а также подразделениями спецминирования на Украине, Белоруссии, под Москвой. Впервые мины МЗД-2 были использованы для минирования железнодорожных путей вокруг Харькова.

Глубина установки мины должна быть в пределах 0.6-0.9 метра (считая от верхней крышки мины), а зимнее время - 0.4-0.5 м. При поспешном минировании допускается глубина установки 0.2-0.25 м.

Электрохимический взрыватель ЭХВ, выполняющий в данной мине роль электрозамыкателя замедленного действия эвнешне представляет собой бакелитовый (фенопластовый) пенал диаметром 33 мм. ( в широкой части 75 мм.) и длиной 15.6 см.

Противотранспортная мина МЗД-2
 

Внутри помещается медная электролитическая ванна (1), представляющая собой отрезок медной трубки, закрытой пластмассовыми пробками с обоих концов. Она заполнена электролитом. Сквозь ванну проходит медная изолированная проволока, которая в средней своей части обнажена. Один конец этой проволоки с помощью припоя закреплен на пробке, а второй конец ее прикреплен к подпружиненному ударнику (2). В припой упирается положительный контакт электрической батареи КБ-У-1.5 (3). В расширенной части взрывателя помещается пластмассовая пластина, на которой размещены два пружинных контакта с зажимами. Провод от одного контакта проходит к электролитической ванне и припаян к ее стенке. Ко второму контакту прикреплена пружинистая металлическая пластинка, которая опирается на отрицательный контакт батареи. В этих двух контактах может зажиматься металлическая ламель (4) с калиброванным сопротивлением. Пенал закрывается завинчивающейся крышкой (5). С противоположной стороны в пенал ввинчивается электроконтактная пробка (6).

Как только ламель, имеющая нужные параметры (срок замедления) будет вставлена в зажимы, замыкается электрическая цепь - положительный полюс батареи -проволочка внутри электролитической ванны - корпус ванны, - синий провод, зажим-ламель- второй зажим, отрицательный полюс батареи. Под воздействием электротока проволочка начинает растворяться и по истечении определенного времени разорвется. А поскольку только она удерживала подпружиненный ударник, то последний теперь пойдет вперед и замкнет электроцепь. С этого момента электровзрывная цепь мины разомкнута только в инерционных  замыкателях, которые играют роль датчиков цели.

Каждый взрыватель снабжается набором ламелей, на которых обозначен срок замедления от 12 часов до 120 суток, однако использовать ламели с обозначениями от 12 часов до 10 суток разрешается, если с момента изготовления взрывателя прошло не более 2 месяцев. Обезвреживать разрешается мины, у которых прошло не более половины срока замедления.

Обезвреживание взрывателя - отвинтить крышку, извлечь ламель. Затем извлечь взрыватель из мины и вывинтить запал. Обезвреженные взрыватели подлежат уничтожению. Повторное их использование не разрешается.

Противотранспортная мина МЗД-2

Электрозрывная цепь мины включает в себя электродетонатор, взрыватель ЭХВ, два инерционных замыкателя и две батареи питания электродетонатора. В боевом положении с началом работы мины эта цепь размкнута в двух местах - взрывателем ЭХВ и инерционными замыкателями. При прохождении над миной поездов один из инерционных замыкателей (датчиков цели) замыкается, но взрыва не происходит, поскольку цепь также разомкнута взрывателем ЭХВ. После прохождения поезда инерционный замыкатель вновь размыкается. Как только ЭХВ отработает время замедления, он замыкает цепь на своем участке. Теперь цепь разомкнута только инерционными датчиками. При первом же прохождении над миной поезда один из двух датчиков замыкается и на электродетонатор подается ток. Взрыв.

Противотранспортная мина МЗД-2

Инерционные датчики включены в цепь параллельно и работают независимо друг от друга. Они размещены в перпендикулярных плоскостях, поскольку такой датчик реагирует на движение только в направлении крышка-дно датчика и не работает, если движение или колебания почвы действуют в перпендикулярном направлении.

От автора. Почему ЭХВ называется взрывателем, а не замыкателем, хотя здесь он выступает именно в качестве замыкателя? Да потому, что резьба в конце ЭХВ совпадает с резьбой запалов МД-2 и МД-5М и их можно ввинчивать в ЭХВ вместо электроконтактной пробки. Пружина в ЭХВ достаточно мощная и силы ударника достаточно для срабатывания запала. Т.е. ЭХВ можно использовать не только в качестве взрывателя замедленного действия (таймерного), но и как электрохимический замыкатель. Т.е. ЭХВ является более универсальным устройством, нежели ЭХЗ.

Этот взрыватель был разработан М.М. Файнбергом и М.А .Проскуриным летом 1941 года в Нахабино.

Тактико-технические характеристики мины МЗД-2
Тип мины.........................................................    противотранспортная железнодорожная
Корпус.............................................................    дерево
Масса..............................................................    8.2-16 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)..................................    2-6 кг.
Длина...............................................................   31-51 см.
Ширина............................................................    16 см.
Высота..............................................................   13 см.
Применяемый взрыватель.................................    электровзрывное устройство с использованием ЭХВ и двух инерционных замыкателей
Время замедления............................................    12 час.-120 сут.
Температурный диапазон применения...............    -10 - +40 град.
Извлекаемость.................................................    неизвлекаемая до самонейтрализации
Обезвреживаемость.........................................    необезвреживаемая до самонейтрализации
Cамоликвидация/cамонейтрализация...............    нет/ по истощению источников питания (12-18 месяцев)
Время боевой работы........................................    9-18 месяцев

При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовых вод вкладыванием в резиновый мешок, обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать   утепление  мины. С наличием утеплителя батареи работоспособны до температуры до -10 градусов, без утеплителя до -5 градусов.

Мина считается неизвлекаемой и необезвреживаемой, т.к. инерционные датчики весьма чувствительны к незначительным сотрясениям мины.

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашки располагаются на штатном месте, взрыватель, инерционные датчики, электродетонатор и батареи питания отдельно в своей штатной укупорке.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения формуляра по инстанции до начальника инженерной службы  армии или фронта включительно. До оставления своими войсками места установки мины она должна находиться под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев.

Мина МЗД- 2 может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Возможно встретить мину полностью облитую смолой или гудроном. Маркировка на мину не наносится.

Возможны различия в способах крепления крышки, массе заряда.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

Заметки на полях. Советские диверсанты из подразделений спецминирования Инженерного управления НКО (генерал-майор Котляр) и Особой группы НКВД (старший майор госбезопасности Судоплатов) нередко ставили до десятка мин МЗД-2 на 2-3 километра железнодорожного полотна с разным сроком замедления, делая почти невозможным таким образом возможность использования перегона в течение двух-трех месяцев. Мины рвались под поездами через неравные промежутки времени в разных местах. Немцам приходилось либо прокладывать рядом временную ветку, либо снимать рельсы и шпалы, и заменять часть насыпи. А это было тоже небезопасно, т.к. потревоженные мины могли взорваться в момент дорожных работ, особенно если под мину МЗД-3 была установлена мина-ловушка МС-2.

Конечно, использовать мины МЗД-2 партизаны не могли, т.к. обращение с ней требовало специальных знаний и навыков.

В мемуарах немецких генералов мы не раз встречаем сетования на то, что немецкие тыловые и транспортные службы не смогли эксплуатировать советские железные дороги столь же эффективно, как это делали железнодорожники наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, и Вермахт постоянно страдал от нехватки боеприпасов, оружия, снаряжения. В качестве причин называются разная ширина колеи европейских и советских железных дорог, нехватка подвижного состава, неприспособленность немецких паровозов к условиям суровой русской зимы.

Но в 1944-45 годах советские железнодорожные войска перешивали европейскую колею на советскую  с темпом до 50 км. в сутки. Сомнительно, чтобы технически развитые немцы, располагая большими трудовыми ресурсами из советских военнопленных, русского местного населения, организации Todt, не могли перешивать колею с меньшими темпами. А паровозы.... В двадцатые годы едва ли не все паровозы на советских железных дорогах были закуплены в Германии и ездили вполне исправно. Да и советские паровозы тридцатых это в основном немецкие же конструкции.

Тормозили же разбег немецких эшелонов в определенной мере наряду с действительной неспособностью германских транспортных служб наладить железнодорожные перевозки вот эти самые мины МЗД-2, МЗД-3, МЗД-4, МЗД-5 и другие столь же простые по устройству, но очень эффективные противотранспортные мины. Вот только вся слава досталась не солдатам и офицерам инженерных войск НКО и НКВД, а мифическим партизанам.

Одна из последних мин МЗД-2 была снята в 1965 году при ремонте железнодорожных путей вблизи станции Харьков-Сортировочный. В 1941-42 годах немцы отказались от использования этого участка, и мина простояла в боевом положении до истечения срока годности батарей питания. После освобождения Харькова советские саперы, которые на основании минных формуляров 1941-43 годов обезвреживали мины, приняли воронку от разрыва авиабомбы вблизи места установки МЗД-2 за результат ее срабатывания, и не искали мину. Будучи теперь совершенно безопасной, мина так и оставалась под рельсами еще более 20 лет.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

  • Статьи » Мины
  • Mercenary42160

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль