Противотранспортная мина ПМС (Советские и Российские мины)
Более известна под названием "Противопоездная мина Старинова (ПМС)". Была предложена полковником И.Г. Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА летом 1941 года. По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.
Предназначена для выведения из строя подвижного железнодорожного состава (паровозы, вагоны, мотодрезины, платформы). Может также использоваться в качестве мины-ловушки разгрузочного действия. Считается неизвлекаемой и необезвреживаемой миной, хотя, в действительности возможно и то и другое, поскольку доступ к внутренним механизмам достаточно прост.
Мина нажимного и разгрузочного действия фугасная.
Собственно, по сути это не мина, а взрывное устройство, т.к. заряд мины очень мал - всего 400 гр. тротила или французской смеси. Для использования в качестве полноценной противотранспортной мины ее необходимо использовать с дополнительным зарядом 5-14 кг. Как мина-ловушка может использоваться и без дополнительного заряда ВВ.
Конструктивно, представляет собой деревянный ящик (1) с откидной крышкой(2). Внутри ящика размещены- тротиловая 400-граммовая шашка (3) с электродетонатором (4), гальваническая батарея СБС(5); элементы электровзрывной цепи - колодка с предохранительным замыкателем (6), колодка штепсельная (7), колодка(8) с патроном контрольной электролампочки (9), замыкатель разгрузочного действия (11); колодка химического устройства дальнего взведения (10). Выносной замыкатель нажимного действия (12) соединен с электровзрывной цепью с помощью проводов длиной до 1.5 метра.
Взрыв мины происходит при нажатии на выносной нажимной контакт, который устанавливается либо под рельс, либо под шпалу железнодорожного полотна. Также взрыв происходит при попытке снять груз (грунт, щебень), уложенный на корпус мины (точнее, на замыкатель разгрузочного действия).
Электросхема мины включает в себя: батарею питания СБС (5), электродетонатор (4), контрольную лампочку (9), предохранительного контакта (6), нажимного контакта(12), разгрузочного контакта (11).
В транспортном положении электродетонатор и батарея не подключены в цепь. До приведения мины в предохранительное положение предохранительный контакт необходимо размокнуть и удерживать его в этом положении. После этого в цепь включаются батарея, электродетонатор и контрольная лампочка.
Проверка цепи: В момент подключения лампочки она должна загореться. Нажать на кнопку разгрузочного контакта (11), лампочка должна погаснуть. При дальнейшей проверке этот контакт удерживать в нажатом состоянии. Несколько раз нажать на кнопку нажимного контакта (12). Всякий раз лампочка должна вспыхивать. Извлечь лампочку из патрона и более не использовать. Проверка закончена. Крышку закрыть.
В предохранительном положении предохранительный контакт удерживается в разомкнутом состоянии за счет толстой нитки, привязанной к дужке контакта и проходящей сквозь сверление в колодке химического устройства дальнего взведения. Эта нитка выходит наружу мины и привязывается к гвоздику, вбитому в стенку мины снаружи.
Химическое устройство дальнего взведения представляет собой деревянную колодку (10), имеющую продольное сверление большого диаметра и поперечное сверление малого диаметра. В большое сверление вставлена стеклянная ампула с серной кислотой. Сквозь малое сверление продевается нить одним концом привязанная к дужке предохранительного контакта, другим к гвоздику, вбитому в наружную стенку корпуса мины. Нить натянута так, что все время удерживает дужку в приподнятом состоянии, благодаря чему контакт все время находится в разомкнутом состоянии. Для приведения мины в боевое положение необходимо приподнять крышку мины и раздавить ампулу нажатием с помощью ножа, отвертки, гвоздя или иного подходящего предмета через щель, имеющуюся в верхней части колодки.
Пролившаяся кислота начинает разъедать нитку и по истечении определенного времени (1-5 мин.) нитка обрывается. Подпружиненная дужка поворачивается на оси и замыкает контакт. С этого момента мина в боевом положении.
Нажатие на нажимной контакт (12) или снятие груза с разгрузочного контакта (11) замкнет элктровзрывную цепь мины и произойдет взрыв.
Считается, что эта мина неизвлекаемая и необезвреживаемая. Однако ее обезвреживание достаточно простое. Если мина обнаружена, то необходимо перерезать провода нажимного контакта. Затем обнажить откидную крышку, следя за тем, чтобы разгрузочный контакт оставался бы нагруженным. Откинуть крышку и обрезать провода, идущие к разгрузочному контакту и к электродетонатору. Все обрезанные провода изолировать. Дальнейшие действия с миной достаточно безопасны.
От автора. А ведь так просто было встроить разгрузочную кнопку под откидную крышку и тогда действительно мина становилась необезвреживаемой и неизвлекаемой.
Тактико-технические характеристики мины ПМС
Тип мины................................................ противотранспортная нажимного действия, мина-ловушка
Корпус................................................... дерево
Масса..................................................... 2 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)......................... 400 г.
Длина..................................................... 16 см.
Ширина................................................... 14 см.
Высота.................................................... 6.5 см.
Усилие срабатывания.............................. нагрузка на рельс или шпалу, приводящая к просадке ее на 10-15 мм.
Применяемый взрыватель........................ электродетонатор с нажимным и разгрузочным электроконтактами
Время замедления................................... 1-5 мин.
Температурный диапазон применения...... -10 - +30 град.
Извлекаемость........................................ неизвлекаемая до самонейтрализации
Обезвреживаемость................................ необезвреживаемая до самонейтрализации
Cамоликвидация/cамонейтрализация....... нет/ по истощению источников питания (12-18 месяцев)
Время боевой работы............................... 9-18 месяцев
При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовых вод вкладыванием в резиновый мешок, обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать утепление мины. С наличием утеплителя батарея работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -10 градусов.
Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор, ампула с серной кислотой, батарея отдельно в своей штатной укупорке.
К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения формуляра по инстанции до начальника инженерной службы армии или фронта включительно. До оставления своими войсками места установки мины она должна находиться под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев. Эксплуатация в зимнее время при температурах ниже -10-15 градусов нежелательна из-за замерзания батареи питания и замерзания кислоты в ампуле.
Мина ПМС может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка на мину не наносится.
Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.
От автора. Хотя мина и использовалась диверсионными группами НКО и НКВД в определенных количествах, признать ее удачной нельзя. Хотя И.Г. Старинов в своих мемуарах представляет ее как нечто наилучшее, что изобретено в этой области, однако в сравнении с минами серии МЗД, миной ПДМ-1 мина ПМС сильно проигрывает. Хотя эта мина и невелика по размерам, однако по внутреннему устройству она чрезмерно усложнена.
Прежде всего, это сложная электросхема, разобраться в которой непросто даже человеку, знакомому с электричеством.
В мине используются остродефицитные изделия. Прежде всего, это автомобильная 6-вольтовая электролампочка. Достаточно напомнить, что на протяжении всей войны советские автомобили в целях решения проблемы лампочек выпускались с одной фарой и не имели ни освещения кабины и приборов, ни стоп-сигналов, ни габаритных огней. Даже на танки ставили одну фару, а на самолеты, летающие днем, вообще не ставили лампочек АНО и фар.
Батарейки были еще большим дефицитом. Сам же Старинов в своих мемуарах пишет о своих поисках летом-осенью 1941 г. на Украине батареек для мин. Ему самому лично удалось добыть лишь несколько сотен батареек только в Киеве, да и то, с помощью Первого Секретаря ЦК КПУ (б) Н.С. Хрущева.
Для изготовления ампул с серной кислотой, которые использовались только в этой мине, приходилось задействовать предприятия химической и стекольной промышленности. Изобретательные красноармейцы просто смачивали нитку электролитом перед маскировкой мины, прекрасно обходясь без этой ампулы.
Тестирование электроцепи мины при наличии включенного в схему электродетонатора следует признать просто-напросто опасным, поскольку случайный обрыв натянутой нитки во время тестирования приводил к взрыву мины. Причем, не было никакой необходимости иметь в мине патрон для лампы и усложнять электросхему. Вполне достаточно ( уж коли имеется электролампочка) было выполнять тестирование, подключая при тестировании ее вместо электродетонатора.
Мина была негерметичной из-за наличия отверстий для нити, электропроводов, откидной крышки. А ее герметизация осложнялась наличием на корпусе кнопки элемента неизвлекаемости. Причем, расположение этой кнопки не обеспечивало настоящей неизвлекаемости. Ведь открывание откидной крышки никак не влияло на кнопку, но в свою очередь обеспечивало возможность доступа к проводам, идущим к этой кнопке и их обрезанию.
В общем, минеры сразу же модернизировали мину. Они отказались от тестирования мины лампочкой. Вместо использования химического механизма дальнего взведения они стали привязывать длинную проволоку к натяжной нити и обрывали эту нить с безопасного расстояния натяжением проволоки. Сдвинув батарею, и удалив разгрузочный контакт ( который все равно не оправдывал своего назначения) они получили возможность вкладывать в корпус еще одну тротиловую шашку.
Вот что пишет о мине ПМС сам Старинов в своей книге "Заместитель по диверсиям":
Первой я продемонстрировал противопоездную мину собственной конструкции (ПМС). Объяснил ее устройство и способ установки.
Член Военного совета взял ПМС в руки, повертел, опробовал действие замыкателей с лампочкой от карманного фонарика вместо детонатора.
Признал: - Работает!
Но тут же добавил: - Пожалуй, сложна. Вон сколько вы накрутили замыкателей-предохранителей!
Я разъяснил: при таком устройстве мина абсолютно безопасна при установке и неизвлекаема для противника. Если гитлеровцы и обнаружат ПМС, то взорвутся при попытке снять ее.
- Можно, конечно, отказаться от элемента неизвлекаемости, - сказал я. - Это резко упростит производство мины. Но тогда ее будет опасно ставить, а снимать и разряжать - легко...
Пономаренко молча отложил ПМС в сторону...
Примечательна реакция в июле 1941 на эту мину Члена Военного совета Западного фронта Первого Секретаря ЦК КПБ (б) П.К. Пономаренко. Не будучи специалистом минно-подрывного дела, он однако, очень верно понял - эта мина не совсем то, что требуется фронту, диверсантам, и что может производить промышленность Белоруссии.
Заметки на полях. Во многих книгах, особенно вышедших в последние годы, полковника Старинова называют "богом диверсий советской империи", "супердиверсантом №1", "Скорцени Сталина", "заместителем Сталина по диверсиям".
Не стоит делать из уважаемого и солидного специалиста в области мин некую суперзвезду военных приключений.
Тем более, что при ближайшем рассмотрении конструкций стариновских мин выясняется, что особых конструкторских талантов и блеска творческой мысли не заметно. Его соратники создали куда более эффективные мины и взрыватели. Достаточно вспомнить М.М. Файнберга и М.А. Проскурина, так и оставшихся в тени создателей взрывателя ЭХВ, поздний вариант которого (ЭХВ-7) и сегодня состоит на вооружении Российской Армии; военинженера 2-го ранга В.П.Ястребова создателя мин ДМ-3 и ДМ-4; майора Семенова создателя ряда мин-ловушек.
Да и Сталинскую премию в 1942 году за создание выдающихся образцов минно-подрывной техники получил не Старинов, а его товарищи полковник Б.А.Эпов, инженеры П.Г. Радевич и Н.И. Иванов.
И особо ультравыдающиеся экстраорганизаторские и суперкомандирские способности Старинова под большим сомнением. Его биографы, которые с таким надрывом и горько пишут, что Старинов за все свои подвиги так и не получил генеральского чина, как то ловко обходят молчанием то, что за крупные служебные ошибки (скажем так) Старинов дважды в 1942-43 годах терял свое полковничье звание, а после войны ему не нашли иной должности как начальник кафедры тыла в академии МВД. Почему то он оказался не нужен ни в Главном Инженерном Управлении, ни даже в нахабинском НИИ инженерных войск.
И это при том (один только пример), что другой специалист минно-диверсионного дела, начавший военную службу примерно в то же время, что и Илья Григорьевич, и прошедший примерно такой же путь Х.Д. Мамсуров стал и Героем Советского Союза, и генерал-полковником.
Слов нет - И.Г. Старинов фигура в минно-подрывном деле крупная и заметная, и он достоин всяческого уважения, а его заслуги немалые. Но не был Старинов ни богом диверсий, ни супер-диверсантом Сталина. Один из многих. Вот только не страдающий избытком скромности.
Веремеев Ю.Г.
Сапер
- Статьи » Мины
- Mercenary55730
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи