Противотанковая мина М21 (Мины Соединенных Штатов Америки)
Противотанковая мина М21
(Anti-tank mine M21)
Мина противотанковая противоднищевая / противогусеничная. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника. Поражение машинам противника, когда мина используется как противоднищевая, наносится за счет пробивания днища машины кумулятивной струей при взрыве заряда мины в момент, когда машина своим корпусом отклонит от вертикального положения на 10-12 градусов штыревой датчик цели.
Поражение машинам противника, когда мина используется как противогусеничная, наносится за счет разрушения 1-3 траков гусеницы и повреждения катка машины кумулятивной струей при взрыве заряда мины в момент, когда гусеница надавит на взрыватель с усилием не менее 130.5 кг.
Принята на вооружение армии и морской пехоты США в 1980 году
Мина устанавливается в грунт, в снег, под воду вручную.
Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором, элементами низвлекаемости и необезвреживаемости мина не оснащается.
Тактико-технические характеристики мины
Тип мины.................................................противотанковая противоднищевая / противогусеничная.
Корпус.....................................................металл.
Масса.......................................................7.8 кг.
Масса взрывчатого вещества (тип "H6").....4.5 к г.
Диаметр....................................................23 см.
Высота корпуса........................................11.5 см.
Высота датчика цели (штырь)..................51.1 см.
Чувствительность (со штырем)...................20 градусов от вертикали с усилием 1.7 кг. или более.
Чувствительность нажимная......................130.5 кг.
Температурный диапазон применения.......-30 - +50 град.
Взрыватель механический М-607. Может использоваться как взрыватель нажимного действия (вариант А). В этом случае штырь во взрыватель не вворачивают. Может использоваться и как взрыватель наклонного действия (вариант Б). В этом случае вворачивается штырь длиной 51.1 см. На рисунке слева взрыватель М607 в двух вариантах.
Мина устанавливается в лунку глубиной 22-25 см., так, чтобы над поверхностью грунта находился только датчик цели (штырь), высота, которого от поверхности грунта должна составлять не менее 50 см. Перед окончательной маскировкой мины выдергивается стопорное кольцо предохранителя и снимается предохранитель, представляющий собой полый металлический полуцилиндр, препятствующий отклонению штыря при безопасном положении. Временного предохранителя взрыватель не имеет и с момента снятия предохранителя находится в боевом положении. Это является существенным недостатком мины, т.к. окончательная маскировка мины дерном или грунтом должна проводиться предельно осторожно.
При отклонении штыря корпусом машины на 20 градусов (прилагаемое усилие 1.7 кг.) или нажиме гусеницы танка с усилием 130.5 кг. (если взрыватель без штыря) сначала происходит подрыв порохового вышибного заряда, который сбрасывает с мины крышку и выбрасывает грунт, находящийся сверху мины. Этим освобождается пространство для формирования кумулятивной струи. Затем происходит взрыв основного заряда, и кумулятивная струя пробивает днище.
Мины упаковываются по 4 штуки в ящик. Масса ящика 41 кг.
Заметки на полях. Мина весьма эффективная. Пробивает днище танков всех типов, в том числе и с усиленным днищем, и даже у наших боевых машин разминирования типа БМР-3.
Впрочем, тралы типа КМТ-5М и КМТ-7 успешно ее подрывают. Обмануть их она не может.
Вообще, протииводнищевые мины мало оставляют шансов экипажу выжить. Если люки танка закрыты, то не выживает никто, танк обычно сгорает и восстановлению не подлежит. Даже израильский танк "Меркава", имеющий абсолютную систему пожаротушения, полностью исключающую пожар в танке, чаще всего также выходит из строя и его восстановление возможно лишь капитальным ремонтом.
При всех открытых люках танка у экипажа все же остается шанс остаться в живых, но и в этом случае они получают тяжелые контузии. Во время войны в Афганистане на марше люки обычно держали открытыми, и члены экипажа, кроме механика-водителя предпочитали сидеть на броне снаружи.
Веремеев Ю.Г.
Сапер
- Статьи » Мины
- Mercenary55350
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи