Стрельба по воздушным целям
С развитием радиолокационных средств обнаружения и зенитных управляемых ракет существенно были затруднены боевые действия самолетов на больших и средних высотах; стала явной тактика применения самолетов и вертолетов на малых и предельно малых высотах. Для борьбы с низко летящими самолетами вместе с другими специальными зенитными средствами необходимо применять и огонь стрелкового оружия. Кроме борьбы с низко летящими самолетами и вертолетами огонь автоматов и пулеметов применяется для уничтожения парашютистов.
Для успешного ведения огня по воздушным целям личный состав всех подразделений должен знать особенности и характеристики основных типов самолетов и вертолетов противника, их сильные и слабые стороны; подразделения должны быть обучены способам ведения огня по низко летящим и особенно пикирующим самолетам; у личного состава должно быть преодолено чувство самолетобоязни. Всему этому способствует сознательное и твердое усвоение правил стрельбы по воздушным целям.
Особенности стрельбы по воздушным целям
Воздушные цели по своему характеру и возможностям маневра имеют существенные особенности по сравнению с движущимися наземными целями, что приводит к необходимости выработки особых правил стрельбы по ним. Непрерывное и быстрое изменение положения воздушной цели в пространстве вызывает существенные трудности в наводке оружия: ось канала ствола нужно направлять не в точку Ав, в которой находится цель в момент выстрела, а в упрежденную точку Ау, куда переместится за время полета пули.
Рассмотрим особенности воздушных целей на наиболее характерных целях – самолетах.
Первая из них – это возможность цели совершать широкий маневр в воздухе. Современные самолеты, например, могут пикировать и кабрировать под углом до 70–80°, резко изменять курс полета, в широких пределах изменять скорость полета – примерно от 300 до 1000 км/ч.
Второй особенностью воздушных целей являются их малые размеры, особенно их уязвимых частей, то есть тех, попадание в которые опасно для самолета. Например, длина современных истребителей составляет 10–15 м, бомбардировщиков – до 25. Площадь же уязвимых участков, попадание в которые опасно для самолетов, не превышает нескольких квадратных метров. В результате этого вероятность попадания в самолет, и особенно в его уязвимую часть, оказывается очень малой, и для поражения цели требуется большой расход патронов.
Третья особенность – большие скорости полета самолетов – до 225–250 м/сек. При таких скоростях самолеты, летящие на малых высотах, имеют очень большую угловую скорость относительно огневых позиций. Например, самолет, летящий со скоростью 200 м/сек (720 км/ч) на дальности 200 м от огневых позиций, перемещается относительно стреляющих с угловой скоростью около 45° в секунду. С удалением цели от огневой позиции эта скорость несколько уменьшается и при удалении цели от параметра на 300–400 м составляет примерно 12–18° в секунду (при высоте полета 200–300 м).
Из этой особенности следует очень важный вывод о способах стрельбы по самолетам. Так, наиболее действительный из существующих способов стрельбы по любым движущимся целям – способ сопровождения цели – при стрельбе по быстро летящим самолетам оказывается неприемлемым. Это объясняется не только трудностью перемещения оружия с такой большой угловой скоростью, с какой летят самолеты, но и невозможностью правильного взятия упреждения в фигурах цели. Например, время полета пули при стрельбе из стрелкового оружия под 7,62-мм автоматный патрон обр. 1943 года на дальности 500 м составляет примерно 1 сек. Значит, стрельба по самолету, летящему со скоростью 200 м/сек, должна вестись с упреждением в 200 м, что составляет примерно 13 фигур цели (при длине корпуса самолета 15 м). Осуществить такое упреждение при большой угловой скорости цели практически невозможно. Следовательно, ведение огня по самолетам, движущимся с большой скоростью, способом сопровождения цели практически неосуществимо. По таким целям применяется ведение огня заградительным способом. И только по медленно летящим воздушным целям (вертолетам, планерам, транспортным самолетам и парашютистам) возможно ведение огня обычным сопроводительным способом.
Во всех случаях, учитывая малые размеры уязвимых частей самолета и пробивное действие пуль стрелкового оружия, предельными дальностями действительного огня по воздушным целям считают для оружия под 5,45-мм автоматный 7 Н6 и 7,62-мм автоматный патрон обр. 1943 года – 500 м; для оружия под 7,62-мм винтовочный патрон – 1000 м.
Стрельба заградительным способом
Этот способ применяется по самолетам, летящим со скоростью свыше 150 м/сек (600 км/ч) на высотах менее 500 м, и огонь ведется в составе взвода (отделения).
Ведение огня заградительным способом заключается в том, что впереди по курсу самолета ставится неподвижная зона сосредоточения огня с таким расчетом, чтобы обеспечить пересечение снопа траекторий с целью.
Выбор направления для постановки зоны сосредоточения огня определяется курсом и скоростью цели. При скорости цели 250 м/сек на дальности 500 м (при полетном времени пули 1 сек) упреждение равно S = Vц х tу = 250 х 1 = 250 м.
Но это упреждение рассчитано для встречи только первых пуль очереди с целью и без учета рассеивания пуль. Для более точного рассмотрения стрельбы заградительным способом необходимо учесть наличие рассеивания, возможные ошибки в определении скорости цели и случаи несвоевременного открытия огня.
Если скорость цели определена верно и огонь открыт своевременно, то при стрельбе с упреждением S = Vц х tу самолет за полетное время пули tу должен подойти к средней траектории снопа рассеивания пуль. Значит, первую половину снопа (4 Вб) цель пройдет без поражения и, только проходя вторую половину этого снопа, может быть поражена. Для того чтобы использовать весь сноп траекторий и тем самым увеличить вероятность поражения цели, надо брать упреждение, увеличенное на 4 Вб, т. е. S = Vц х tу + 4 Вб.
При ошибке в определении скорости движения цели в меньшую сторону пули могут запоздать и оказаться позади цели; во избежание этого стрельба должна начинаться с упреждением, заведомо большим, чем Vц х tу + 4 Вб.
Принято считать, что истинная скорость самолета может быть в 1,5 раза больше или меньше найденной. Следовательно, упреждение надо брать, исходя из возможной скорости цели в 1,5 х Vц х tу.
Кроме того, чтобы учесть возможное запаздывание открытия огня после команды «Огонь», упреждение S = 1,5 х Vц х tу увеличивают до 2 х Vц х tу, т. е. берут удвоенную величину упреждения. Тогда с учетом рассеивания общее упреждение равно S = 2 х Vц х tу + 4 Вб.
При стрельбе взводом суммарное срединное отклонение по боковому направлению можно принять в 10–20 раз больше табличного. Это составит на расстоянии 500 м примерно 2,5–5 м, а 4 Вб соответственно 10–20 м. Очевидно, что учет 4 Вб практически ничего не изменяет в нашем расчете, и можно считать, что при постановке зоны необходимо брать упреждение S = 2 х Vц х tу. Таким образом, упреждение для постановки зоны сосредоточения огня равно удвоенному упреждению, определенному для стрельбы сопроводительным огнем. По приведенным расчетам на дальности стрельбы 500 м при скорости цели 250 м/сек величина упреждения зоны оставляет S = 2 х Vц х tу = 2 х 250 х 1 = 500 м.
Это позволяет определить момент открытия огня при постановке зоны заградительного огня: исполнительная команда «Огонь» должна быть подана, когда самолет находится примерно в 500 м от направления, в котором строится зона заградительного огня. Путь от точки Ав до точки Ау самолет при скорости 200–250 м/сек пройдет за 2,5–2 секунды. В это время необходимо вести непрерывный огонь из всех образцов стрелкового оружия взвода (отделения). Таким образом, минимальным временем постановки зоны будет 2,5 секунды. Однако огонь необходимо вести, пока цель находится в зоне обстрела, и, кроме того, нужно учесть возможные ошибки в преждевременном открытии огня, поэтому увеличивают время постановки зоны до 3–4 секунд. Практически при ведении заградительного огня автоматчики и наводчики ручных пулеметов расходуют по одному магазину (соответственно по 30 и 40 патронов), наводчики ротных пулеметов ведут огонь до выхода цели из зоны обстрела.
Мотострелковое отделение за время постановки зоны заградительного огня может выпустить 200–250 пуль, мотострелковый взвод – 600–750 пуль. Это дает плотность пуль, позволяющую реально рассчитывать на поражение цели.
Для поражения экипажа или вывода из строя отдельных агрегатов самолета (вертолета) пуля должна попасть в самолет (вертолет) и при этом обладать необходимой убойной энергией. Для пробития топливных баков или топливопроводов необходимо, чтобы пуля имела дульную энергию не менее 20 кгм, а для пробития легкой брони (толщиной до 5 мм) и деталей двигателя – 75–100 кгм. Энергию у точки падения, равную 51–75 кгм, пули автоматных патронов 5,45-мм 7 Н6 и 7,62-мм образца 1943 года имеют на дистанции – 400 м, а 7,62-мм винтовочная пуля – в 700 м от точки вылета. Однако дальность действительного огня по приближающемуся самолету (вертолету) для пуль патронов 5,45-мм 7 Н6 и 7,62-мм образца 1943 года достигает 500 м, а для 7,62-мм винтовочного патрона – 1000 м, так как пробивная способность пули возрастает при стрельбе по самолетам (вертолетам) на встречных курсах: в этих случаях относительная скорость пули будет равна сумме скоростей самолета и пули.
Стрельба по самолетам ведется патронами с бронебойно-зажигательной и трассирующей пулями; при отсутствии специальных пуль – патронами с обыкновенной пулей.
Во всех случаях стрельбы по самолетам нужно помнить, что на подачу команды и изготовку взвода к стрельбе требуется 3–4 сек. За это время самолет пролетает путь около 1000 м. При постановке зоны в 500 м от ориентира самолет необходимо обнаружить в 2–2,5 км от позиции. Этим расчетом подтверждается первостепенное значение организации надежной системы обнаружения воздушных целей и своевременного оповещения о появлении самолетов противника.
Для обеспечения своевременной постановки зоны и правильного выбора направления и момента открытия огня командир должен использовать наземные ориентиры, причем, если нужно, выбрать дополнительные ориентиры на удалении 300–400 м от позиции.
Обнаружив цель, командир определяет направление для постановки зоны сосредоточения огня. Для этого он мысленно должен проложить курс цели на местности и определить ориентир, ближайший к курсовому параметру, или указывает направление стрельбы длинной очередью с трассирующими пулями. Для стрельбы подается команда (примерно): «Взводу, над мостом, заградительным – огонь». Команда «Огонь» подается в момент, когда самолет удален от указанного ориентира примерно на 500 м. По этой команде автоматчики и пулеметчики изготавливаются для стрельбы, придают оружию угол возвышения 45°, если цель летит в направлении позиции взвода, и по команде «Огонь» в течение 3 секунд ведут непрерывный огонь, удерживая оружие в приданном направлении.
Стрельба сопроводительным способом
Из стрелкового оружия огонь сопроводительным способом ведется по медленно летящим воздушным целям – вертолетам, транспортным самолетам и парашютистам.
Сущность этого способа стрельбы, как и при ведении огня по наземным движущимся целям, состоит в том, что автоматчики (пулеметчики), перемещая оружие, непрерывно удерживают линию прицеливания впереди цели по ее курсу на величину рассчитанного упреждения и периодически стреляют очередями в момент наиболее точной наводки оружия.
Величина упреждения для стрельбы этим способом определяется при фланговом полете цели по известной формуле S = Vц х tо.
Поскольку огонь, как правило, открывается на дальности 500 м, а время полета пули составляет примерно 1 секунду, то величина упреждения в метрах численно равна скорости самолета в метрах в секунду. Поэтому для правильного расчета упреждения надо знать основные типы вертолетов и транспортных самолетов противника и их скорость в метрах в секунду. Исходя из скорости цели, величина упреждения берется в размерах корпуса вертолета (самолета).
Рассчитанные для типичных целей упреждения при стрельбе сопроводительным огнем в корпусах самолета приведены в следующей таблице.
Вынос точки прицеливания при стрельбе сопроводительным огнем (в корпусах самолета)
Тип самолета (вертолета) и скорость | Дальность стрельбы, м | |||
300 | 500 | 700 | 900 | |
Упреждение при стрельбе из оружия под патрон | ||||
Вертолет, м/с | ||||
Для оружия под 5,45 7Н6 | 3 | 5 | - | - |
Для оружия под 7,62х39 | 3 | 6 | - | - |
Для оружия под 7,62х54 | 3 | 5 | 8 | 12 |
Транспортный самолет, м/с | ||||
Для оружия под 5,45 7Н6 | 3 | 5 | - | - |
Для оружия под 7,62х39 | 3 | 6 | - | - |
Для оружия под 7,62х54 | 3 | 5 | 8 | 12 |
Примечание. Длина корпуса вертолета принята равной 8 м, самолета – 15 м.
Из таблицы можно сделать вывод, что округленно упреждение в корпусах самолета на дальностях до 700 м численно равно дальности до цели в сотнях метров. Это правило легко запоминается и практически пригодно для всего стрелкового оружия. Огонь по самолетам ведется на дальностях до 1000 м из оружия под винтовочный патрон с постоянной установкой прицела 4 или П, а из оружия под 5,45-мм или 7,62-мм обр. 1943 года автоматные патроны на дальностях до 500 м с прицелом 3 или П. Такие установки прицела объясняются тем, что стрельба по воздушным целям ведется, как правило, при больших углах места цели и наклонная дальность стрельбы увеличивается за счет повышения отлогости траектории.
Огонь открывается по команде командира в составе отделения или взвода и ведется длинными очередями. Если стреляющий ясно видит направление трасс своего автомата (пулемета), то при необходимости огонь корректируется изменением точки прицеливания. При корректировании огня по трассам следует иметь в виду что трассы, направленные в самолет, кажутся автоматчику (пулеметчику) идущими выше самолета и несколько впереди него.
В целом действительность огня по самолетам сопроводительным способом выше, чем заградительным способом. Поэтому, когда представляется возможность, огонь сопроводительным способом надо предпочитать огню заградительным способом.
Стрельба по парашютистам всегда ведется сопроводительным способом. Упреждение при стрельбе по парашютистам определяется скоростью их снижения и направлением ветра. Скорость снижения парашютиста в среднем составляет 6 м/сек. На дальность стрельбы 500 м упреждение составит 6 м (при времени полета пуль в 1 секунду). Если высота снижающегося парашютиста 1,5 м, упреждение будет равно 4 фигурам. Рассчитывая таким образом величину упреждения, можно составить таблицу упреждений для стрельбы по снижающимся парашютистам.
С допустимым для практики округлением из таблицы можно сделать такой вывод: упреждение при стрельбе по парашютистам в фигурах цели равно:
– для оружия под 5,45-мм 7 Н6 и 7,62-мм образца 1943 года автоматные патроны – дальности стрельбы в метрах минус единица;
– для оружия под 7,62-мм винтовочный патрон – дальности стрельбы в метрах минус две единицы.
Точку прицеливания следует выносить на указанную в таблице величину упреждения в направлении снижения парашютиста, которая в большой степени зависит от силы и направления ветра. Отсчет упреждения производят от середины фигуры парашютиста.
Вынос точки прицеливания в фигурах парашютиста
Вид оружия | Дальность стрельбы, м | |||||||||
100 | 1200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | |
Под 5,45-мм патрон 7Н6 | под ноги | 1 | 2 | 2 | 3 | - | - | - | - | - |
Под 7,62-мм патрон обр. 1943 г. | 1/2 | 1 | 2 | 3 | 4 | - | - | - | - | - |
Под 7,62-мм винтовочный патрон | 1/2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Обычно выброска десанта производится с высот 300–500 м. В момент прыжка парашютист имеет скорость падения, равную скорости полета самолета. После выброски парашютист должен некоторое время выждать, пока за счет сопротивления воздуха его скорость не уменьшится до такой величины, при которой можно раскрывать парашют. После выдергивания кольца вытяжной парашютик вытягивает стропы и купол основного парашюта. На это уходит 2–2,5 сек. Раскрывшийся парашют замедляет скорость свободного падения до 6 м/сек. Эта скорость снижения является для парашютиста безопасной при приземлении. Общий путь свободного падения парашютиста от момента отделения от самолета за 4–5 секунд составит 80–120 м. До момента приземления при десантировании с высоты 300–500 м остается путь в 220–380 м, который при скорости снижения 6 м/сек парашютист пролетает соответственно за 36–63 секунд.
Незначительная скорость такой воздушной цели и сравнительно большое время на стрельбу позволяют производить наводку с большей точностью и по трассам пуль корректировать огонь.
Стрельбу по парашютистам открывают по командам командира или самостоятельно и ведут длинными очередями.
Стрельба по пикирующим самолетам
Огонь и бомбометание с пикирования имеют значительно большую точность, чем при других видах полета, а также оказывают большое моральное воздействие на наземные войска. Поэтому пикирующий полет самолетов будет довольно частым явлением в боевой обстановке.
Пикирование может производиться непосредственно на позицию огневых средств или на объект, расположенный в стороне от позиции. В обоих случаях в пикировании рассматривают три элемента: вход в пикирование (участок от А до Б); пикирование по прямой (на участке от Б до В); выход из пикирования (на участке после точки В).
Начало входа в пикирование обычно бывает на высотах 2–2,5 км, начало пикирования – на высоте около 1500 м. Скорость самолета при пикировании значительно возрастает – до 125% обычной скорости, полное время пикирования может исчисляться 3–5 сек, а путь самолета является практически прямолинейным.
Из рассмотренной схемы пикирования можно сделать важные выводы.
Во-первых, наилучшие условия для поражения самолета создаются, когда самолет пикирует на огневую позицию. В этом случае линия прицеливания и направление полета пули совпадают с направлением полета цели, упреждение брать не нужно, и ствол оружия остается во время стрельбы все время в одном положении. Это наиболее простой по технике ведения огня случай стрельбы по воздушной цели, дающий наиболее высокую вероятность попадания. Но следует отметить, что стрельба по пикирующему на огневую позицию самолету требует очень высоких морально-волевых качеств, смелости и выдержки стреляющих и по моральному напряжению может быть сравнима только со стрельбой в лоб по атакующим танкам. Отсюда вытекает задача в подготовке подразделений – не только обучать способам стрельбы по самолетам, но и воспитывать особо необходимые для этой стрельбы морально-волевые качества.
Во-вторых, ввиду того, что скорость самолета при пикировании возрастает и может достигать 300 м/сек и более, огонь по цели, пикирующей на позицию огневых средств, следует открывать с дальности 900–1100 м из оружия под винтовочный патрон и с дальности 700–900 м из оружия под 5,45-мм и 7,62-мм автоматные патроны: на эти дальности по пикирующим самолетам пробивное действие пуль оказывается достаточным для поражения цели, так как сила удара пули при встрече с быстролетящей целью возрастает за счет суммарной скорости цели и пули.
В-третьих, для выигрыша времени на изготовку к стрельбе надо уметь определить признаки входа самолета в пикирование при наблюдении за ним на горизонтальном полете. Скоротечность стрельбы по пикирующим целям требует ведения огня с наивысшим напряжением. Поэтому огонь ведется непрерывный с корректированием по трассам. Наводка производится в головную часть самолета по стволу автомата (пулемета) или с прицелом «3» для автоматов и ручных пулеметов и с прицелом «4» из оружия под винтовочный патрон.
Сергей Монетчиков
Иллюстрации из архива автора
Братишка 07-2010
- Статьи » Профессионалы
- Mercenary178900
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи